НОВГОРОДСКИЕ ДРЕВНОСТИ ГЛАЗАМИ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ И ПАЛОМНИКОВ (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ХIX В.)
Популярный литературный жанр «путешествий», начало которому в России было положено в XVIII веке появлением «Писем русского путешественника» Н.М. Карамзина, является одним из значимых источников для изучения древних памятников. По его следам стали появляться и описания путешествий по русским землям. В путевых дневниках, записках, очерках российских авторов — путешественников и паломников, учёных и литераторов — были отражены не только их личные впечатления о поездках, но, что очень важно, описания российских древностей. В поле зрения авторов попадали и новгородские древности, и святыни.
На волне патриотического подъёма, охватившего Россию после Отечественной войны 1812 года, пробуждается и особый интерес к познанию собственной истории и собственных святынь. А появление «Истории Российской» Н.М. Карамзина направило внимание русского общества к прошлому своей земли.
Русские журналы публикуют письма, заметки, впечатления путешественников по святыням русской земли. В этих записках отсутствовали глубина и серьёзность, присущие «Путешествиям» А.Н. Радищева и Н.М. Карамзина, но зато в полной мере отразилось национальное чувство гордости русского человека своим прошлым. Новгород стал одним из важнейших объектов подобных путешествий.
Свои записки и впечатления о Новгороде начала XIX века оставили известные исследователи новгородской старины Н.Я. Озерецковский, епископ Евгений (Болховитинов), П.П. Свиньин, А.Н. Муравьёв и другие авторы. В этих сочинениях сохранились описания новгородских святынь, храмов и монастырей, архитектурных памятников и исторических строений, этнографические особенности Новгородской земли.
В 1821 году в нескольких номерах журнала «Отечественные записки», издаваемого с 1818 года Павлом Петровичем Свиньиным, были помещены заметки под названием «Несколько дней в Новгороде Великом». Автор, подписавшийся инициалами «П. С.», угадывается довольно легко — это сам Павел Петрович — один из активных участников Общества истории и древностей Российских. Через 5 лет в трудах этого общества были напечатаны его же «Извлечения из археологического путешествия по России». В «Отечественных записках» он предполагал публиковать, прежде всего, свои путевые заметки, записки, наблюдения и исследования. Первые номера журнала почти целиком состояли из материалов авторства самого Свиньина, включая иллюстрации. Кроме собственных статей, он помещал здесь материалы на темы истории, географии, быта и нравов России и населяющих её народов.
В очерке «Несколько дней в Новгороде Великом», говоря об «ужасе и сожалении», которые он испытывал при виде развалин Новгорода, Павел Петрович всё же очень детально описывает местные святыни: Софийский собор, «противостоявший 7 веков ужастным поворотам — физическим и моральным, вокруг его свирепствовавшим». Пользуясь сведениями, почерпнутыми из известных в то время трудов, он приводил наиболее интересные легенды и предания о прошлом Новгорода. Перечислены и описаны важнейшие древности, находящиеся в самом соборе (захоронения, врата, иконостас), в его ризнице и библиотеке. На территории Новгородского кремля внимание путешественника привлекли его стены и башни, здание Присутственных мест, Архиерейский дом, барка, на которой путешествовала императрица Екатерина II. На Торговой стороне — Вечевая башня, Ярославов дворец, дом Марфы Посадницы — личности, которая занимала умы современников Пушкина и декабристов. Не утруждая себя осмотром храмов, путешественник замечал: «Весь берег Волхова усеян церквами, стоящими как бы в линию. Я насчитал их 16, а говорят, большая половина сломана».
При объезде окрестностей его внимание привлекли именно те объекты, которые тоже были окружены романтической дымкой преданий: городище Рюрика, Перынский скит, Волотово поле. Среди новгородских монастырей Павел Свиньин отметил Хутынский, Антониев, Десятинный и Духов. Удивительно, что ни слова не сказано о самом древнем монастыре Новгорода — Юрьевом, основанном в 1030 году, хотя в 1818 году в «Вестнике Европы» был опубликован текст древнейшей княжеской грамоты Юрьеву монастырю, обнаруженной в Новгороде Евгением (Болховитиновым). Зато последние строки заметок автор посвятил восторженному отзыву о красоте новгородок, «веселый нрав которых не мало увеличивает их прелести».