АРХИЕРЕЙСКОЕ ПОДВОРЬЕ НА УСТЬЕ
В северных окрестностях Новгорода, на месте современного микрорайона Волховский, с X века располагалось известное по летописным источникам поселение при впадении реки Питьба1 в Волхов. Начиная с XIII века в письменных источниках в устье Питьбы упоминается Николаевский Пидебский погост с церковью Николая Чудотворца. В начале XVII века после шведского разорения погост превратился в пустошь. В 1648 году её приписали к Дому святой Софии, а в 1650-м новгородский митрополит, будущий Патриарх Московский и всея Руси Никон устроил на этом месте Архиерейское (Устьинское) подворье. Особое внимание привлекает история строительства и архитектуры сохранившегося до наших дней каменного храма в честь святителя Никиты — новгородского чудотворца.
В середине XIX века, по сведениям архимандрита Макария (Миролюбова), в Новгороде и ближайших окрестностях в собственности Дома св. Софии (Архиерейского дома) находилось четыре подворья с разной историей, предназначением и судьбой. Подворье в кремле до 1722 года принадлежало Юрьеву монастырю, после чего перешло в собственность Дома св. Софии. Взамен монастырь получил для устройства подворья приписной к Дому св. Софии Арсениев монастырь. Приобретение Юрьевского подворья расширило границы Архиепископского двора в кремле. Другое подворье располагалось у кремлёвской стены на берегу Волхова и называлось «Островок владычный». Известно, что в XVIII веке тут существовал сиротский дом. Во времена Макария здесь располагалось шесть флигелей и проживали служители Архиерейского дома. Подворье между Чудинцевской и Прусской улицами упоминается в 1391 году в числе подаренных архиепископу Иоанну. В середине XIX века здесь располагались два флигеля и при них — большой фруктовый сад [4].
Место расположения четвёртого подворья Дома св. Софии в ближайших северных окрестностях Новгорода при впадении небольшой речки Питьба в Волхов в документах XVIII — начала XX века чаще называлось — «на Устье». В поздних источниках встречается название «село Никитское или Никитинское». Это место известно также как «Архиерейская мыза». В начале XX века оно названо «Устье» (мыза Новгородского архиерейского дома) [5, с. 291; 13, с. 90]. Помимо этого населённого пункта, упоминается деревня Новое Устье на реке Питьба близ Трубичинских казарм на Санкт-Петербургском шоссе.
О существовании в устье Питьбы древнего поселения свидетельствуют летописные сообщения. В Новгородской первой летописи под 989—991 годами рассказывается о том, как однажды житель этого поселения — «питьблянин» (от названия реки Питьба), вышел ранним утром на берег Волхова, чтобы отвезти «горонцы»2 в город, и увидел, как по реке плывёт сброшенный новгородцами языческий идол Перун. Он оттолкнул его шестом со словами: «…ты, рече, Перушице досыть еси ел и пил, а ныне поплови прочь…»3.
Следующее летописное сообщение под 1228—1229 годами фиксирует существование на этом месте деревянной церкви в честь св. Николая Чудотворца. В Волхове сильно поднялся уровень воды, и ветром сюда принесло восемь из девяти разрушенных городен Волховского моста — «и принесе к Питбе под святыи Николу 8 городен в нощь, а 9-ю рознесе»4.
В 1418 году на месте прежней деревянной церкви была построена новая с тем же посвящением: «…да церковь деревяну поставиша Николу на Питьбы» [8, с. 45].
В переписной оброчной книге Водской пятины 1500 года упоминается деревня Кушеверка, находившаяся в то время во владении Никольской церкви «с усть Питбы» и церкви Иоанна на Опоках5. Сообщение в этой же книге «а церковь того погоста писана в великого князя волости в дворцовои в Королеве» не оставляет сомнений и в том, что храм стоял на погосте и не входил в тот период в состав владений Дома св. Софии, а относился к дворцовому селу Королево6. Погост в устье Питьбы упоминается также в Писцовых книгах дворцовых владений 1584 года [2, с. 273].
В Никольском Пидебском погосте — административно-территориальной единице допетровской Руси, в 1500 году Софийскому Дому принадлежало «по новому письму» 6 деревень с 16-ю дворами7.
В начале XVII века при захвате Новгорода шведами село Королево, относящиеся к нему деревни и Никольский Пидебский погост сильно пострадали. В селе, по свидетельству Писцовой книги 1629 года письма Фёдора Маврина и Андрея Козловского, осталось 14 дворовых мест [2, с. 272].
Деревянный храм в честь Николая Чудотворца, стоявший на погосте и неоднократно восстанавливаемый, просуществовал до шведского разорения Новгорода. Архимандрит Макарий приводит следующую выписку из Писцовой книги 1629 года, хранившейся тогда в архиве Софийского собора: «Погост на реке на Волхове на усть реки Питьбы, а в нем была церковь Никола Чудотворец древяна верх, а в церкви образы и всякое строение мирское, и после немецкого разорения сожгли прихожие люди…»8 [4, с. 63]. Иконы, книги и другие ценные предметы удалось до сожжения перенести в село Королево. Место расположения этого села указано в «Описи вотчинам новгородского архиерея и церковной утвари» 1763 года: «...на реки Пидбе при Болшей от Новагорода к Санкт-Петербургу дороге, от Новагорода 10 верст» [1, с. 226]. Таким образом, село Королево находилось неподалёку от погоста с церковью Николая Чудотворца на берегу Питьбы.
После того, как церковь Николая Чудотворца была сожжена шведами, больше на этом месте она не восстанавливалась. К 1645 году погост превратился в пустошь. Она упоминается в Дозорной книге 1645—1647 годов, выписку из которой приводит архим. Макарий: «Пустошь погост на Волхове на усть реки Питьбы…» [4, с. 63]. В пустоши числилось четыре места церковных причетников и место келейное.
В 1648 году при царе Алексее Михайловиче и новгородском митрополите Аффонии дворцовая волость Королево с одноимённым селом, приписными к нему деревнями и погостами, Никольским Пидебским и Григорьевским Кречневским, была пожалована Новгородскому владыке [2, с. 66]. Возможно, передача дворцовых владений Дому св. Софии произошла не без участия Никона, в то время архимандрита Московского Новоспасского монастыря, будущего Патриарха Московского и всея Руси. Никона связывали с Новгородским митрополитом Аффонием тесные дружеские отношения. В 1643 году Аффоний совершил обряд посвящения Никона игуменом Белозерского Кожеозерского монастыря и предрёк ему владычную кафедру в Новгороде после его ухода, что и случилось в 1649 году. В то же время Никон был очень близок к юному царю Алексею Михайловичу, отношения с которым в этот период были тёплыми и доверительными. Он являлся духовным наставником царя [3, с. 18–20].
После 1648 года начался новый период в истории древнего Никольского Пидебского погоста, на месте которого вскоре был обустроен двор Новгородского митрополита. По сообщению Новгородского хронографа XVII века, в 1650 году «в Великом Новеграде преосвященный Никон митрополит поставил церковь древяну во имя пресв. Богородицы Одигитрии на устьи Пидмы реки и двор устрои на приезд себе и иным владыкам» [14, с. 77]. Расширение церковного и монастырского землевладения с помощью купли, выгодного обмена, частных и царских пожалований, освоения пустующих земель и налаживание в этих вотчинах обширной хозяйственной деятельности с устроением в них храмов и монастырей характеризуют политику Никона как церковного иерарха.
Невозможно предположить, каков был первоначальный архитектурный комплекс Архиерейского подворья, что удалось построить здесь митрополиту Никону за короткий период его деятельности в Новгороде, с 1649 по 1652 годы, кроме деревянного храма и как выглядел этот храм.
В 1750-е на Устье была построена каменная церковь. В 1753 году, в соответствии с указом императрицы Елизаветы Петровны, от архиепископа Новгородского Стефана (Калиновского) последовала резолюция казначею казённого приказа игумену Пахомию Лисицкому: ему было велено получить алебастр, купленный у купца «Ивана Степанова сына Янковского <…> к будущему в 1754 году в доме его Преосвященства что на Устье каменной церкви строению» и привезённый на барках из Твери. Алебастр закупался также у крестьянина «Углицкой провинции Унжецкой осады Верховской волости деревни Усолья». Тогда же у ратмана новгородского магистрата Андрея Калашникова была приобретена и привезена на барках в бочках свинорецкая известь круш. За сделанный на колмовских заводах кирпич деньги выплачивались бобылям Архиерейского дома «Филиппу Григорьеву с товарищи»9. Из «Описи вотчинам новгородского архиерея и церковной утвари» 1763 года известно, что церковь освятили в честь Тихвинской иконы Божией Матери [1, с. 224]. Известно также, что в 1750-е изготовлением изразцов для Дома св. Софии занимался бобыль Пидебской вотчины Федот Елисеев [11, с. 235]. Не исключено, что изразцовые печи украшали и постройки Архиерейского подворья на Устье.
К первой половине XVIII века можно отнести строительство одной из построек подворья на Устье, зафиксированной на обмерном чертеже 1775 года московского архитектора Ивана Парфентьева10. На нём представлено протяжённое двухэтажное здание с мансардной кровлей и сквозным арочным проёмом в центре. Плоскость стены делится лопатками, простыми в уровне второго этажа и рустованными в уровне второго. Окна украшены барочной формы наличниками. На втором этаже устроена обходная галерея на тонких стойках.
В основу сформировавшегося к 1763 году архитектурного комплекса Устьинского подворья был положен принцип линейной застройки. Главная каменная линия длиной 39, шириной 4 сажени, предназначенная для приезда архиерея, судя по Описи, располагалась внутри двора. В центре возвышалась церковь. Скорее всего, она была надвратной по причине большой протяжённости здания. К ней примыкали симметричные двухэтажные каменные постройки. На первом этаже размещались братские кельи, кладовые, кухня, скатертная и хлебня, на втором — архиерейские покои. По правую сторону от этой главной линии со стороны Волхова располагалась вторая линия двухэтажных каменных строений длиной 33, шириной 4 сажени с братскими кельями, хлебней, баней, столярной и кладовой. «Против ворот», ведущих во двор со стороны Волхова, к северу находилась ещё одна линия каменных строений длиной 39 саженей. Она состояла из расположенного в центре двухэтажного братского корпуса с певческой палатой размером 15 × 4 сажени вместе с воротами и построенных по сторонам сараев для сена и конюшенных припасов. Четвёртая каменная линия 33,5 сажени длиной, четыре — шириной, направлялась к реке Питьбе. Здесь находились кельи, баня «с прибанником» и погреба. «В верхнем апартаменте» упоминаются переходы деревянные. Такое описание позволяет предположить, что именно эта линия показана на чертеже Парфентьева.
К основному комплексу каменных построек примыкал конюшенный двор с деревянными избами, сенными сараями, стойлами для лошадей. Рядом с подворьем был разбит яблоневый и вишнёвый сад, возделывался огород «про домовой росход», для прогулок посажена берёзовая роща. В селе Королеве, тоже принадлежавшем Архиерейскому дому, размещался скотный двор, гумно с двумя овинами и «магазейн хлебной» [1, с. 224–226].
В начале XIX века на Архиерейской мызе был построен новый двухэтажный каменный дом для приезда новгородских владык с надвратной домовой церковью в честь святителя Никиты. Строящийся в селе Устье дом упоминается в приходо-расходных книгах Архиерейского дома за 1806 год. Здесь же помещена смета расходов на строительство дома11. Автор статьи, посвящённой истории сооружения нового храма святителя Никиты в 1915 году пишет: «…лет сто тому назад эта мыза служила местопребыванием Новгородских владык, для чего и построен был большой двухэтажный дом с домовою церковью во имя святителя Никиты» [16, с. 997]. Возможно, после этого и появилось ещё одно название сельца — «Никитское» («Никитинское»)12.
Можно предположить также, что при возведении подворья митрополитом Никоном в новый храм перенесли частицы мощей погребённого в Софийском соборе святителя Никиты, в честь которого позднее здесь построили храм. Возводя новые храмы, основывая монастыри, Никон заботился о наполнении их сакральным смыслом, достигая этого, в том числе, вложением чудотворных икон, списков с них, а также перенесением частиц мощей почитаемых святых. При крещении Никон получил имя греческого происхождения Никита, и, без сомнения, этот факт являлся очень значимым для особого почитания тезоименитого ему новгородского святителя, хотя назван он был в честь переяславского святого Никиты. Известно, что, будучи Новгородским митрополитом, Никон занимался поновлением церкви святителя Никиты на подворье Дома св. Софии в Москве. К ней была пристроена паперть, заказаны иконы, сундуки для книг [3, с. 1–6].
В летней резиденции «на Устье» отдыхали или останавливались по дороге на Санкт-Петербург практически все новгородские владыки, начиная с митрополита Никона. Особенно притягательным оказалось это место для последнего в дореволюционный период владыки — Арсения (Стадницкого). По его благословению и при его непосредственном участии в 1914—1915 годах здесь был построен к востоку от основного комплекса подворья храм во имя святителя Никиты, сохранившийся до настоящего времени. Его торжественное освящение состоялось 19 июля 1915 года. Строительство осуществлялось на средства из доходов Дома св. Софии, а четырёхъярусный иконостас и паникадило были исполнены на личные средства митрополита Арсения. Иконы были написаны в мастерской известных московских иконописцев братьев Чириковых. Басменные оклады для икон, царских врат, также все предметы внутреннего убранства — паникадило, кандила, облачения престолов, были изготовлены в торговом доме Оловянниковых, представительства которого находились в Москве и Петербурге. Иконостас представлял копию замечательного иконостаса XVI века придела Рождества Богородицы в Софийском соборе [16, с. 998].
Храм построен в «неорусском» стиле, сформировавшемся в рамках модерна в начале XX века13. Автор проекта создал собирательный образ новгородско-псковской архитектуры XIV—XV веков. Основной объём — кубический, с восьмискатным завершением и одной световой главой. Углы раскрепованы лопатками, на них опираются декоративные трёхлопастные арки. Большие оконные проёмы с арочным завершением в южной и северной стенах расположены в двух уровнях: три в первом ярусе и два во втором. Между оконными проёмами, внутри трёхлопастных арок и по линии щипцового завершения размещены характерные для новгородской архитектуры пояски бегунца. К основному объёму с востока примыкает пониженная прямоугольная пристройка с полукруглой апсидой, а с запада — притвор, над которым первоначально возвышалась звонница, построенная по образцу псковских колоколен. На звоннице висело семь колоколов, самый большой из них весил 50 пудов. Фасады пристроек украшали трёхлопастные арки, аркатурные фризы и пояски бегунца.
Восемь окон в барабане и десять в стенах основного объёма хорошо освещают бесстолпное, перекрытое крестовым сводом внутреннее пространство храма. Ещё несколько окон устроены в алтарной части и притворе. Стены внутри храма не были украшены живописью, и главную роль в оформлении интерьера выполнял иконостас, яркое звучание которого смягчало басменное обрамление. Ближайшей аналогией церкви святителя Никиты является храм св. Александра Невского в Григоровской учительской семинарии, построенный в это же время. Проект Григоровского храма, исполненный известным исследователем древнерусского зодчества К.К. Романовым, был в значительной степени переработан новгородским земским инженером Р.Р. Эргле14 [10, с. 86–90].
К западу от церкви в сторону реки Питьба на берегу Волхова сохранился первый этаж дома бывшего подворья Архиерейского дома. Второй этаж построен заново из современных материалов. В настоящее время дом заброшен: штукатурка на здании полностью снята, старая кладка обнажена. Интересно, что оконные и дверные проёмы обрамлены выложенными из кирпича наличниками с фигурными замками и ушками, заканчивающимися капельками. Это характерная черта стиля раннего классицизма, которому следовал губернский архитектор В.С. Поливанов вплоть до начала XIX века [12, с. 425–434].
Организация хозяйственной деятельности в Устьинском подворье являлась важным делом для новгородских владык. В 1911 году на место ушедшего в число братии Юрьева монастыря эконома Дома св. Софии Ионы назначили игумена Филиппо-Ирапской пустыни Анастасия, искушённого в сельском хозяйстве. Ему вменялось восстановить порядок на Архиерейской мызе и вести постоянный надзор за управляющими, «приносящими убыток архиерейскому бюджету с увеличением личного своего благосостояния в ущерб владычному хозяйству» [7].
В июле 1916 года на Архиерейской мызе во время своего пребывания в Новгороде останавливался митрополит Киевский, член Святейшего Синода Владимир (Богоявленский), в 1992 году прославленный Русской Православной Церковью. С Новгородом его связывало служение с 1886 по 1888 год архимандритом Антониева монастыря, а с 1888 по 1891-й епископом Старорусским, викарием Новгородским. Большое внимание он уделял духовно-просветительской деятельности: подготовил список литературы для церковных библиотек, присутствовал в 1890 году на открытии епархиальной библиотеки в Новгороде, участвовал также на открытии митрополитом Арсением Епархиального дома в кремле, уже не будучи новгородским викарием. В июле 1916-го владыка вновь посетил Новгород и остановился в «Никитинском» скиту: 14 июля он присутствовал на богослужении в церкви святителя Никиты, а 15 июля, на следующий день, вместе с митрополитом Арсением побывал в Софийском соборе, в Древлехранилище и лазарете, расположенных в Епархиальном доме в кремле. Затем совершил двухдневное путешествие по новгородским монастырям: Юрьеву, Хутынскому, Званскому, в Хутыни поклонился гробу чтимого святого Варлаама Хутынского [9, с. 962–966].
После 1917 года комплекс построек Архиерейской мызы был национализирован. На базе хорошо налаженного хозяйства организована артель «Остров». В 1920 году здесь устроили клуб, библиотеку и читальню. В советское время рядом с церковью построили одноэтажную школу. Обезглавленная церковь долгое время использовалась как клуб. В 1997-м её вернули Русской Православной Церкви, в 2002 году восстановили купол, и в храме началось регулярное исполнение церковных служб [6, с. 8–9; 15].
Территория бывшего подворья в настоящее время хаотично застроена типовыми жилыми домами-коробками, а могла бы стать местом археологических исследований и зоной отдыха жителей этого микрорайона Новгорода с такой интересной многовековой историей.
1 Река Питьба (Пидьба) является левым притоком реки Волхов.
2 Слово «горонцы» (глиняные горшки) происходит от слова «горно», обозначающего печь для выделки керами-ческих изделий (См.: Новгородский областной словарь. СПб., 2010. С. 184).
3 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов (НПЛ) / АН СССР, Институт истории. М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1950. С. 160.
4 Там же. С. 273.
5 Новгородские писцовые книги (НПК). Т. 3. СПб, 1868. Стб. 24.
6 Там же. Стб. 13.
7 НПК. Т. 3. Стб. 22. Деревни Стипенка, Наволок, Витка (фонетический вариант названия Ветка) существовали в XIX — начале XX в. (См.: Список населенных мест Новгородской губернии. Вып. 1. Новгородский уезд. Новгород, 1907. С. 90; Материалы для оценки земельных угодий Новгородской губернии. Новгородский уезд. Новгород, 1895. С. 304).
8 Выражение «древяна верх» обычно относится к храмам с шатровым завершением.
9 Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 480. Оп. 1. Д. 867. 1753. Л. 4–10.
10 ГАНО. Ф. 482. Оп. 1. Д. 2. Л. 22.
11 Отдел письменных источников Новгородского государственного объединенного музея- заповедника (ОПИ НГОМЗ). № 11305. Л. 12 об., 21 об., 38.
12 Во владении Дома св. Софии в XVII в. находилось ещё одно село с названием Никитское в Дикопольской вотчине, расположенной в Богородицком уезде (близ Тулы).
13 Некоторые исследователи рассматривают «неорусский» стиль как одну из составляющих романтического модерна, другие — как особенный.
14 ОПИ НГОМЗ. Ф. 16. Оп. 1. Д. 51, 52.
1. Гордиенко Э.А., Петрова Л.И. Опись вотчинам новгородского архиерея и церковной утвари // Новгородский исторический сборник. Вып. 5 (15). СПб., 1995. 2. Греков Б.Д. Новгородский Дом Святой Софии (Опыт изучения организации и внутренних отношений крупной церковной вотчины). Ч. 1. СПб., 1914. 3. Известие о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России, написанное клириком Иоанном Шушериным. М., 1871. 4. Макарий, архим. Описание Новгородского архиерейского дома. СПб.,1857. 5. Материалы для оценки земельных угодий Новгородской губернии. Новгородский уезд. Новгород. 1895. 6. Мельникова А. Любимый уголок Архиерея // Новгородские ведомости. 2012. 8 окт. 7. Новгород // Волховский листок. 1911. 9 марта (№ 2076). 8. Новгородские летописи : [Так названные Новгородская вторая и Новгородская третья летописи]. СПб.: Археогр. коммис., 1879. XXIV, 488, 115 с. 9. Пребывание в Новгороде митрополита Владимира // Новгородские епархиальные ведомости. 1916. № 31. 10. Секретарь Л.А. История проектирования и строительства церкви св. Александра Невского в Григорово (По материалам ОПИ НГОМЗ) // Ежегодник НГОМЗ. Великий Новгород, 2000. 11. Секретарь Л.А. К истории строительства и архитектуры Новгорода XVIII в. (1700—1750-е гг.) // Новгородский исторический сборник. Вып. 2 (12). Л., 1984. 12. Секретарь Л.А. Новгородский период в творчестве В.С. Поливанова // Памятники культуры. Новые открытия: Письменность. Искусство. Археология. 1993. М., 1994. 13. Список населенных мест Новгородской губернии. Вып. 1. Новгородский уезд. СПб., 1907. 14. Тихомиров М.Н. Новгородский хронограф XVII века // Новгородский исторический сборник. Вып. 4. Новгород, 1940. 15. Томингас Томас. У престола Никиты // Новгородские ведомости. 2002. 5 июля (№ 2). 16. Торжество освящения храма в сельце Никитинском в загородном имении Новгородского Архиерейского Дома // Новгородские епархиальные ведомости. 1915. № 30.