Древности

БИБЛИОТЕКА СОФИЙСКОГО СОБОРА

Новгородика, Выпуск №5

Библиотека Софийского собора представляет собой уникальное собрание книг в основном новгородского происхождения[1]. Начало её формирования относится к  середине XI века — времени завершения строительства собора и начала храмовой службы. Созданием книг занимались все новгородские владыки, вкладчиками в софийскую книгохранительницу являлись цари, княжеская знать, бояре, известные общественные деятели и состоятельные горожане разных сословий.

Первыми книгами, определившими состав Библиотеки Софийского собора, были Евангелия, Псалтири, Апостолы, Служебники, Триоди, Минеи, Стихирари, Прологи, Уставы, Требники, певческие и другие богослужебные книги, находившиеся непосредственно в главном и придельных алтарях собора.

В течение столетий книгохранилище Софийского собора расширялось, вышедшие из употребления книги перемещались в стенные ниши, шкафы и лари. На полатях собора, в архиерейских палатах, казённых помещениях Владычного (Митрополичьего) двора содержались исторические сочинения, летописи и хронографы, юридические документы, памятники канонического права, хозяйственные, приходо-расходные книги, инвентарные описи церковного имущества.

Архиепископ Геннадий.
Гравюра из книги:
Тихомиров П.И. Кафедра новгородских святителей … Т. 2. Ч. 1. Новгород, 1895

В Библиотеке Софийского собора имелось немало оригинальных новгородских сочинений. В более поздних сборниках обнаружены следы творений попа Упиря, Поучение епископа Луки Жидяты XI века. Интерпретатором некоторых канонических песнопений, возможно, был архиепископ Аркадий. При архиепископе Иоанне (Илье) в новгородский летописный свод вошла легенда о Перуне, одно из подобных сказаний середины — второй половины XII века. В соборе хранилась Кормчая 1280 года. Большой вклад в Библиотеку Софийского собора сделал архиепископ Моисей, создавший в XIV веке книгописную мастерскую, для которой владыка «собра… многи писца книжная, наят их переписывати книги святыя…». Автором службы на Покров был, вероятно, архиепископ Василий, известный своим Посланием о рае тверскому епископу Фёдору. Вкладом архиепископов Евфимия II и Ионы были созданные по их заказу афонским ритором Пахомием Сербом (Логофетом) жития, похвальные слова и службы Варлааму Хутынскому, иконе «Богоматерь Знамение» XII века, архиепископу Иоанну, Савве Вишерскому, а вскоре после смерти Евфимия — Житие Евфимия, архиепископа новгородского, в котором содержатся ценные сведения из жизни новгородского общества в XV веке.

Особенно заметный вклад в созидание софийской книжной казны сделал архиепископ Геннадий. Основанный при его дворе Литературный кружок ставил задачу полного книжного оснащения церкви. По велению владыки в кружке создавались произведения, обращённые против ереси, осуждавшие проводимую великим князем политику секуляризации земель Дома Святой Софии. А после несбывшихся ожиданий конца Света был составлен новый пасхальный круг, образцом для которого послужили новгородские пасхалии предшествующих столетий. При архиепископах Геннадии и Серапионе I получили литературную обработку древние легенды о Спасовом образе царя Мануила, об иконе Богоматери Тихвинской, письменные свидетельства независимости новгородской Церкви.

Собирание и переписка книг при Софийском соборе становятся важнейшей стороной деятельности архиепископа Макария, вдохновителя и участника создания Великих Миней Четьих. Все три комплекта Миней были начаты в Новгороде. Первый — Софийский список, изготовленный для собора, был положен на «полатях» в память о родителях владыки. Собиранием книжной казны занимался архиепископ Феодосий II, уделявший особое внимание певческим и нотным книгам. Накопление книг продолжалось во второй половине XVI века, при владыках Пимене, Леониде, Александре и Варлааме. В 1673—1716 годах, при митрополитах Иоакиме, Корнилии и Иове, были созданы обширные летописные своды. Библиотека Софийского собора тогда энергично пополнялась печатными книгами. В течение XVIII века в её состав вошли собственные книжные собрания митрополита Иова, архиепископов Амвросия Юшкевича, Феофана Прокоповича, где было немало книг западно-европейского происхождения.

Митрополит Гавриил.
Гравюра из книги:
Макарий, архиеп. Сказание о жизни и трудах преосвященнейшего Гавриила, митрополита
Новгородского и Санктпетербургского.
Санкт-Петербург, 1857

Особая роль в истории Библиотеки Софийского собора принадлежит архиепископу и митрополиту Гавриилу (Петрову), автору известных трудов по литургике, учредившему в 1775 году статус библиотеки при Софийском соборе. По его распоряжению библиотека пополнилась рукописями из Кирилло-Белозерского, Кирилло-Новоезерского, Соловецкого и других окрестных и отдалённых новгородских монастырей. Протопоп Иоанн и настоятель Розважского монастыря Иоанн Иоаннов в 1779—1781 годы составили первый реестр книг, часть которого — более 200 старопечатных книг — вошла в храмовую опись Софийского собора 1783 года.

Спустя четыре десятилетия, в 1823 году, П.М. Строев обнаружил на хорах собора 1189 рукописей и 3 тысячи книг старой печати, среди которых было несколько летописей. В настоящее время по картотеке Н.Н. Розова в Библиотеке Софийского собора находится 31 Евангелие, 17 Апостолов, 29 Псалтырей, 22 Триоди, свыше 200 Миней, около 700 Служебников и Требников, в т. ч. 25 иллюминованных рукописей.

Собрание Библиотеки Софийского собора обладает первоклассными произведениями книжной иллюстрации. Среди них — выходная миниатюра Пантелеймонова Евангелия конца XII — начала XIII века, орнаментированные заставки и миниатюры Вяжищского и Гостинопольского служебников XV века, Евангелия около 1555 года, Михалицкого Апостола 1544/45, Евангелия 1540-х, Служебника около 1536 года, Хроники Космы Индикоплова первой половины XVI века и рукописей XVII века.

Многие созданные в скриптории собора рукописи по велению государей и митрополитов неоднократно увозили в Москву, значительное число новгородских книг, в т. ч. и софийских, было изъято патриархом Никоном. Новгородские рукописи впоследствии составили значительную часть фондов Патриаршей (Синодальной) библиотеки (сейчас в Государственном историческом музее), Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, Московской Духовной Академии (Российская государственная библиотека), Синодальной типографии (Российский государственный архив древних актов). В XIX — начале XX века Библиотека Софийского собора оставалась одним из основных источников частных собраний Е.В. Барсова, Ф.И. Буслаева, И.А. Вахрамеева, П.П. Дубровского, И.Е. Забелина, Н.П. Румянцева, А.С. Уварова, А.И. Хлудова, П.И. Щукина, А. Большакова, М.П. Погодина и других.

В 1859 году Библиотека Софийского собора была передана в Санкт-Петербургскую духовную академию, тогда же было вывезено 1570 рукописей, 585 книг старой печати, несколько старообрядческих и 22 книги на иностранных языках. В 1919 году Библиотека Софийского собора поступила в Петроград, в Отдел рукописей Российской Публичной библиотеки.

После перемещения Библиотеки Софийского собора в Санкт-Петербург в Новгороде осталась часть книг старой печати и несколько рукописей. Среди них — иллюстрированные Лествица XV века, Евангелие 1496 года из Лисицкого монастыря, Евангелие Андрейчины 1575 года, одно из ранних анонимное печатное большеформатное Евангелие, рукописные синодики, синодик с маргинальными записями о мучениях старообрядцев. Остались также книги петровского времени, несколько писем Петра I и редкое издание календаря Якова Брюса.

Указ Новгородской духовной консистории в Софийский собор о допущении чиновника
Государственной коллегии иностранных дел Строева в библиотеку собора. 06.09.1828 г.
НГМ КП 25982/270 Ф. 11. Оп. 1. Ед. хр. 15

Указ Новгородской духовной консистории в Софийский собор о допущении чиновника
Государственной коллегии иностранных дел Строева в библиотеку собора. 06.09.1828 г.
НГМ КП 25982/270 Ф. 11. Оп. 1. Ед. хр. 15

Одна из последних описей Библиотеки Софийского собора была составлена в конце XIX века соборным протоиереем Иоанном Семёновским. Во время Великой Отечественной войны книги были вывезены оккупантами в Германию, и после 1945 года часть из них возвращена. В 1960 году А.И. Семёнов составил опись уцелевших рукописей и печатных книг, основу которой составляет фрагмент бывшей Библиотеки Софийского собора.

На протяжении многих десятилетий проводятся исследования Библиотеки Софийского собора. Одним из первых её изучением начал заниматься учитель новгородской гимназии И.К. Куприянов, описавший 87 пергаменных рукописей. Состав Библиотеки Софийского собора в 1905 году исследовал Д.И. Абрамович, им было учтено 259 книг, отдельная глава отведена Библиотеке в сочинении А.Е. Викторова. Каталог рукописных книг Библиотеки Софийского собора опубликовал в 1881 году П.Н. Тиханов, а все её пергаменные рукописи в 1953 году описала Е.Э. Гранстрем. Изучению Библиотеки Софийского собора много лет отдал Н.Н. Розов, автор многочисленных статей, посвящённых истории собрания. В отделе рукописей РНБ хранится полная, составленная им, машинописная опись Библиотеки Софийского собора. На материале служебных Миней XV века Е.М. Шварц провела в 1989 году кодикологический анализ рукописей новгородского собрания XV века. Декоративному оформлению рукописей Библиотеки Софийского собора посвящены исследования О.С. Поповой, Э.С. Смирновой, О.В. Звегинцевой.

[1] В настоящее время хранится в Российской Национальной Библиотеке (Ф. 728 — Библиотека Новгородского Софийского собора).

 

По материалам статьи Э.А. Гордиенко из кн.: Великий Новгород. История и культура IX–XVII веков: энциклопедический словарь. Санкт-Петербург, 2007. С. 95–96.