ХРАНИТЕЛЬНИЦА
Выдающуюся роль в приобщении новгородцев к имени Сергея Васильевича Рахманинова, его судьбе и творчеству сыграли выступления в местной печати Тамары Александровны Самсоновой (1906—1990), а также её разнообразная деятельность по увековечению памяти великого музыканта. Подвижнический путь Тамары Александровны, начало которому было положено в 1960-е годы, даёт полное право называть её Хранительницей этой памяти.
Тамара Александровна родилась 8 сентября 1906 года в Петербурге. Её бабушка, М.С. Самсонова, урождённая Кудрявцева, была в дальнем родстве с семьёй Сатиных — родственников жены С.В. Рахманинова.
В 1932 или 1933 году1 Тамара Александровна окончила Ленинградскую консерваторию по классу вокала (меццо-сопрано) с квалификацией «солистка оперы». Она выступала на различных концертных площадках Ленинграда. Начиная с 1934 года пела в Оперной студии консерватории в опере Н.А. Римского-Корсакова «Пан воевода» партию Олесницкого, в «Пиковой даме» П.И. Чайковского — партии Полины и Миловзора, а на гастролях в Архангельске в 1935-м заменила заболевшую солистку и исполнила заглавную партию в опере Ж. Бизе «Кармен».
Великую Отечественную войну она встретила в Ленинграде. В 1942 году по Ладожскому озеру её в числе больных тифом вывезли из блокадного города. По выздоровлении Тамара Александровна выступала в составе концертной бригады, сформированной в городе Горьком2, на фронте и в госпиталях.
После прорыва блокады она возвратилась в Ленинград и с марта 1943 года работала в Ленинградской государственной академической капелле, а с 1 июля 1946-го была снова принята на работу в Оперную студию консерватории. Там она пела партии Княгини в опере А.С. Даргомыжского «Русалка», Любаши в опере Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» и Няни в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Затем продолжительное время руководила хором в Калининграде.
Деятельность Т.А. Самсоновой в годы войны была отмечена медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Выйдя на пенсию в 1961 году, Тамара Александровна работала учительницей музыки и пения в общеобразовательных школах Ленинграда. В январе 1965 года она впервые привезла своих учеников-старшеклассников школы № 10 в деревню Захарьино Новгородского района с намерением посетить Онег, где провёл своё детство С.В. Рахманинов. Однако в этот раз попасть в Онег гостям не удалось. Они устроили для местных жителей вечер, посвящённый композитору, и подарили клубу большой портрет С.В. Рахманинова.
После этого каждую весну до 1988 года Тамара Александровна приезжала сначала в деревню Змейско на правом берегу Волхова, а позднее — в деревню Захарьино на другом берегу и соседнюю деревню Плотишно. Оттуда она совершала шестикилометровые походы на место бывшего имения Бутаковых-Рахманиновых Онег. Там для неё находилось много работы: нужно было восстанавливать центральную аллею, убирать валежник и сухостой, сажать яблони, вишни, тёрн, сирень, цветы.
По инициативе Тамары Александровны в 1967 году Управлением культуры Новгородского облисполкома в имении установлена памятная стела со следующим текстом: «Здесь 20 марта 1873 года родился композитор, пианист и дирижёр Сергей Васильевич Рахманинов».
В том же году она совместно с новгородским старожилом Н.Г. Тейсом обозначила на Рождественском кладбище Новгорода условное место захоронения матери композитора Л.П. Рахманиновой, взамен могилы, утраченной во время Великой Отечественной войны.
Благодаря хлопотам Хранительницы Онега три гектара территории имения с августа 1968 года были объявлены охранной зоной, и с помощью рабочих совхоза «Красный ударник» она обозначила границы «Заповедника С.В. Рахманинова», расположив по периметру имения десять столбов с соответствующими табличками. При непосредственном участии Тамары Александровны в 1971 году сапёрами воинской части 74268 (Псков, 10) в имении был восстановлен колодец и закопаны воронки от бомб.
В начале 1970-х годов Тамара Александровна нашла на Антониевском погосте (Лобковское кладбище) место семейного захоронения Бутаковых — деда С.В. Рахманинова, генерал-майора Петра Ивановича Бутакова и ещё одного из родственников — прапорщика Дмитрия Кандеевича Бутакова.
По её ходатайству Новгородская областная охотинспекция в 1977 году запретила на территории Онега охоту. В том же году Хранительница заказала металлическую ограду для памятной стелы в Онеге и добилась её установки. Находившиеся рядом остатки фундамента господского дома были огорожены металлической сеткой-рабицей3.
Активное участие принимала Тамара Александровна и в открытии музея С.В. Рахманинова в Новгородской детской музыкальной школе4. При её содействии Центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки передал школе в марте 1973 года выставку, подготовленную к 100-летию С.В. Рахманинова. Сделано это было по причине крайней тесноты, в которой находился московский музей, располагавшийся в то время в самом центре столицы (Ново-Георгиевский переулок, 4). Осенью того же года Тамара Александровна выступила на торжественном вечере, посвящённом юбилею композитора, в зале Новгородского культурно-просветительного училища.
Кроме того, она работала в архивах, музеях и библиотеках Новгорода, Ленинграда и Москвы, собирая материалы и документы, относящиеся к С.В. Рахманинову и его родственникам, вела переписку с двоюродной сестрой композитора, Софьей Александровной Сатиной, проживавшей в США, и получила от неё несколько фотографий.
Когда стало известно, что С.В. Рахманинов родился не в Онеге, а в усадьбе Семёново Старорусского уезда, Тамара Александровна в начале 1980-х годов с прежней энергией переключилась на устройство мемориального уголка в деревне Пинаевы Горки, находившейся в шести километрах от Семёнова. Для этого в дар библиотеке Дома культуры деревни она передала альбом с фотографиями, а также своё пианино и грампластинки, привезённые из Ленинграда. В 1989 году этот мемориальный уголок посетили Н.С. Сергеева из Старорусского краеведческого музея и Н.Б. Озерова — сотрудник Новгородского музея-заповедника. Неутомимой Тамаре Александровне хватило энергии даже на то, чтобы дважды на тракторе съездить в Семёново.
Музыкально-просветительская работа Тамары Александровны включала чтение лекций и проведение бесед о жизни и творчестве С.В. Рахманинова. В сфере её внимания оказались Новгородская детская музыкальная школа, Новгородское областное музыкальное училище, общеобразовательные школы деревень Змейско и Захарьино Новгородского района, Пинаевы Горки Старорусского района, Новгородский завод радиоаппаратуры, Ветеринарный техникум, гостиница «Волхов» и другие.
Из собранных за многие годы материалов о жизни С.В. Рахманинова она составила три фотоальбома. Один она подарила Государственному центральному музею музыкальной культуры им. М.И. Глинки5 в Москве, другой — Новгородскому государственному объединённому музею-заповеднику, третий — Дому культуры деревни Пинаевы Горки.
Летом 1972 года бывший артиллерист-разведчик 225-й стрелковой дивизии, художник и писатель Юрий Васильевич Ряховский решил пройти по своим дорогам военного времени. Так он оказался в деревне Змейско, где познакомился с проживавшей там Т.А. Самсоновой. Она отвезла его на лодке в Онег. Ветеран побродил по хорошо знакомым местам, а затем они вдвоём спустились к ручью, в низовьях которого в 1942—1943 годах располагался хорошо замаскированный штаб дивизии.
Многолетняя и бескорыстная деятельность Тамары Александровны побудили Ю.В. Ряховского написать, от имени героя повести — Муромцева, такие слова о её многолетнем подвижническом труде:
«…Обратно идти было труднее. И тропа наверх крута, и ведро сильно тянуло руку; было бы легче, если б вёдер было два. Муромцев шёл осторожно, боясь плеснуть, и, когда одолел подъём, почувствовал на лбу капельки пота. Как же Самсонова за день вытягивает со дна оврага двадцать–тридцать вёдер?.. День за днём, день за днём безвозмездно? Поистине, сизифов труд. Значит, в словах «я всё сделаю для Онега» нет ни похвальбы, ни фальши. Да, на энтузиастах и подвижниках мир стоит, и, если бы не они, многое исчезло бы из людской памяти. Благодаря им десятки поколений видят созданную древними красоту, восхищаются мыслями тех, кто давно уже обратился во прах… Подвижники!.. Свой подвиг должен быть у каждого, и каждый должен его совершить, пусть в жизни только один… Беда лишь в том, что под словом «подвиг» обычно понимают нечто выдающееся, не думая о том, что Подвиг — это своё дело, выполненное с душой, без расчёта на всеобщее признание и награду» .
«<…> Он понимал, что она ожесточилась и устала в борьбе за Онег с бездушием и невниманием; может быть, изнемогла в нищете, на которую себя обрекла, отдавая всю себя — и свою пенсию вдобавок — Онегу, памяти Рахманинова, лекциям о нём и концертам после них, которые ей помогают организовывать ученики музыкального училища. Сочувствуя ей, Муромцев, тем не менее, догадывался, что она идёт более трудной дорогой, чем могла бы идти, что она демонстративно отказывается от всякой помощи, надев шоры патетики, непримиримости и кажущейся независимости; но не может человек быть независимым в обществе!.. Каждый должен нести свою ношу: человек — работать для общества, общество — равным образом — работать на человека. В случае же с Самсоновой этот альянс явно нарушен: как можно допустить, чтобы человек, перенёсший блокаду, музыкант, педагог, мог влачить такое жалкое существование, да ещё и трудиться для общества на эти крохи?.. Даже те лекции о Рахманинове тематические и концерты, которые она проводит безвозмездно, должны приносить ей благодарность общества — и моральную и, чёрт возьми, материальную!.. В Америке немало людей, которые живут только чтением лекций, и неплохо живут — куда лучше, чем некоторые наши профессора; а читают эти лекции не с девяти утра до шести вечера, как лекторы в наших ВУЗах, а лишь один-два раза в неделю… Не может быть общество довольно своим состоянием, если кругом так много недовольных жизнью людей! Муромцев перебрал в уме всех встреченных на своём нынешнем волховском пути и убедился, что не встретил довольных… Что-то неладно в этом обществе; вот и Самсонова — она счастлива не тем, как устроена её жизнь, а весьма призрачным «счастьем Онега», даже не уверенная, нужно ли это кому-либо; больше того, она убеждена чиновниками от искусства, что все её потуги и сам Онег не нужны обществу. <…> Почему же она не бросает «ненужные обществу» труды? Почему она уверена, вопреки чиновникам, в своей правоте? Да потому, что верит в незыблемое: общечеловеческий гений неподвластен чиновникам, чьё время обязательно минет, а общечеловеческие ценности пребудут всегда. Она борется с мельницами, грозящими измолоть её, и не мнит себя наследницей Дон-Кихота; она просто трудится, и нельзя не уважать её за это.
Она положила начало; уже существует Заповедник Рахманинова в Онеге, он уже — достояние общества и, рано или поздно, станет таким, каким должен быть»6.
Умерла Тамара Александровна 14 ноября 1990 года в Ленинграде.
Более двадцати лет она была не только Хранительницей Онега и памяти С.В. Рахманинова, но неустанно пробуждала в новгородцах осознание сопричастности к имени и творчеству всемирно известного музыканта.
Из кн.: Демидов В.В. Рахманиновы и другие на Новгородской земле / под ред. Т.В. Берфорд. Т. 2. Великий Новгород: ТК «Печатный двор», 2023. С. 102–121.
1 В письме к Л.А. Филипповой от 16 января 1966 г. Т.А. Самсонова сообщает, что в 1928 г. она училась на первом курсе Ленинградской консерватории. 2 Ныне — Нижний Новгород. 3 В начале 1990-х гг. эта сетка была похищена. 4 Ныне — Новгородская детская музыкальная школа им. С.В. Рахманинова. В то время она была единственной детской музыкальной школой города. Располагавшаяся в этом же здании (нынешний Отдел учёта музея-заповедника) Вечерняя музыкальная школа занималась обучением подростков и взрослых. 5 Ныне — Российский национальный музей музыки. 6 Ряховский Ю.В. Повесть первая: Путник // Последние дни лета: Исповедь неунывающего человека. Москва, 2001. С. 119–120. 7 Там же. С. 123–124.
Валерий Демидов