ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК СОФИЙСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
Иван Куприянович Куприянов — один из первых новгородских краеведов, известный исследователь и собиратель новгородской старины.
По окончании в 1846 году Гатчинского института он преподавал русскую грамматику и географию в новгородской гимназии. При этом главным его занятием стала история древнего Новгорода. На страницах известных изданий Москвы и Санкт-Петербурга Куприянов публиковал исследования по истории, статистике и географии Новгородской земли, изучал рукописи церквей и монастырей. В 1862 году он составил один из первых путеводителей по Новгороду и окрестностям, совместно с Н.К. Отто написал книгу «Биографические очерки лиц, изображенных на памятнике тысячелетия России, воздвигнутом в г. Новгороде 1862 г.». Историко-краеведческое наследие И.К. Куприянова насчитывает более пятидесяти статей и книг, посвящённых историческому прошлому и древностям Новгорода.
Особое место в исследованиях Куприяновым новгородской старины занимают работы о Библиотеке Софийского собора: «Обозрение пергаменных рукописей Новгородской Софийской библиотеки», «Списки иконописных подлинников Новгородской Софийской библиотеки» и другие — всё это истории собрания её рукописей и характеристика некоторых наиболее значительных изданий. Одно из таких исследований, напечатанное в Известиях Императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности (Т. V. СПб., 1857. С. 367–371), мы публикуем в настоящем выпуске альманаха.
Когда и кем основана при Софийском соборе библиотека, положительных известий от времен древности мы не имеем. Без сомнения, с самого основания собора в нем находились книги, нужные для богослужения и обрядов церковных. Хранение необходимых богослужебных книг могло быть при самой церкви, в алтаре или в дьяконнике, в особых шкапиках, устраиваемых в глубине стен. Приархиерейских палатах также, может быть, сохранялись книги, нужные для церковного благочиния и суда, как-то: кормчие, летописи, сборники исторического и поучительного содержания и т. п. Но где было место постоянного их сбережения в Новгороде, положительно неизвестно. Из церковной описи собора, составленной в начале XVII века и случайно сохранившейся в нескольких разрозненных тетрадках, видно, что в каждом из приделов Софийского собора находились свои богослужебные книги, т. е. была своя библиотека. Так было, вероятно, и прежде XVII века. Очень может быть, что книги и рукописи обветшавшие или выходившие из употребления по каким либо причинам поступали в общее хранилище собора, в ризницу*.
* Извлекаю выписки о книгах из отрывков упомянутой выше описи собора: «Служебник печатной в полдесть, обволочен отласом золотным по червчатой земли; на верхней цки пять…. и застежки серебреные; на исподней доски по углом четыре жучки медны. Служебник печатной в полдесть, оболочен бархатом зеленым; застежки медныя. Служебник в полдесть на бумаге, письмяной; заставки все писаны золотом; обложен камкою зеленою; застежки и спни и забои серебрены золочены. Служебник Леонидовской писмяной в полдесть, оболочен камкою багровою; застежки и спни серебреныя литыя. Служебник писмяной в полдесть оболочен камкою зеленою; заставицы прописаны золотом, застежки и спни серебреныя, литыя».
Из другой тетради: «Евангелие толковое печатное, в десть. Два Пролога письменные в десть. Сборник писмяной в полдесть. Два Апостола письменные в десть. Охтаи перваго гласу письменной в десть. Две треоди письменныя, в десть. 12 Миней во шти книгах письменныя, по два месяца в книги, в десть. Псалтырь да часовник письменные, в полдесть. Три книги письменныя в полдесть, а в них служба новым чудотворцам». В пределе Усекновения главы Иоанна Предтечи книги: «Устав письменной в десть. Евангелие толковое, недельное, письменное, в десть. Апостол тетр, печать Литовская, в десть. Два Охтаи письменные: один в десть, а другой в полдесть. В 8 книгах 12 миней месячных, в десть. Треодь постная, росплетена на двое, в полдесть. Треодь цветная письменная, в десть. Два пролога письменные, в десть. Псалтирь письменная, в полдесть, с каноны. Псалтирь письменная-ж в полдесть с каноны, ветшана. Часовник письменной в четвертину. Богородичен на 8 гласов, письменный, в полдесть»… (конца недостает).
В XVII в. книгохранительница Софийская была уже значительна. В 1639 и 1640 гг. были требованы в Москву рукописи из монастырей к печатному делу, для справок и свидетельства, добрых и старых переводов (см. Акты Арх. Эксп., т. III. 290 и 296). Вероятно такое же требование было и в Софийский собор. Патриарх Никон, оставляя Новгород, вывез с собою довольно много книг в Москву в 1652 г., а в 1654 г. были вытребованы некоторые рукописи Новгородской Софийской библиотеки в Москву для сличения при исправлении богослужебных книг. Значительнейшая часть вытребованных книг и рукописей осталась навсегда в Москве, поступив в последствии в Синодальную и другие Московские библиотеки. Требования о высылке из Новгорода книг и рукописей были еще по указу 25 декабря 1720 г. и 16 октября 1735 г. Неизвестно, что тогда вывезено было из Новгорода и куда потом поступило. Можно думать, что некоторые исторического содержания рукописи достались Крекшину и Татищеву, а от последнего перешли в последствии к графу А.И. Мусину-Пушкину. Будучи страстным любителем старины и собирателем редкостей, граф Мусин-Пушкин имел право требовать рукописи из церковных и монастырских библиотек. Вероятно, им же взято было из Софийского собора Остромирово Евангелие и представлено Императрице Екатерине II, как особенно редкая рукопись по своей древности. Сделавшись же Обер-Прокурором Святейшего Синода, граф Мусин-Пушкин приобрел еще более влияния на духовенство, и письменные сокровища нашей старины стекались отовсюду в его древлехранилище: он получил тогда полную возможность удовлетворять своей любознательности. При учреждении штатов монастырских в 1764 г., библиотеки от упраздненных монастырей и от церквей Новгородской епархии поступали в Софийскую библиотеку, и таким образом значительно увеличилось количество ее книг и рукописей; но самое важное приращение для библиотеки Софийской случилось в конце прошлого века, когда в нее поступила значительная часть рукописей и старопечатных книг Кирилло-Белозерского монастыря.
Не будучи строго охраняемы и оберегаемы, Софийские рукописи легко переходили в это время в частные руки. Очень многие собрания частных лиц наполнялись здешними рукописями, как известно это всякому библиографу. Без сомнения, не мало попало их и в руки невежд и навсегда погибло для науки. Наконец в 1775 году 7-го февраля, по распоряжению Преосвященного Гавриила, велено при соборе устроить библиотеку и составить опись находящимся в ней книгам и рукописям. С этого только времени Софийская библиотека получила свое настоящее устройство и вид**.
** Представляем здесь этот документ целиком:
«Указ Ея Императорскаго Величества Самодержицы Всероссийския из Новгородской Святейшаго Правительствующего Синода Члена Преосвященнаго Гавриила Архиепископа Великоновгородскаго и С. Петербургскаго и Архимандрита Святотроицкаго Александроневскаго монастыря Духовной Консистории в Новгородскую его Преосвященства Казначейскую Контору. Минувшаго Генваря 21 сего года в учиненном Его Преосвященством определении написано: усмотрены де Его Преосвященством в библиотеке во оном архиерейском доме и Софийского собора книги, которыя по древности своей сохраняемы должны быть под особливым смотрением, дабы и в предъидущия времена оне были в целости: того ради Его преосвященство определяет — Юрьева монастыря Архимандриту Иоанникию пересмотреть как оныя, так и семинарскую и всех ближних монастырей библиотеки, а из отдаленных истребовав реестры книг вышеписанного содержания и до XVII столетия писанныя и напечатанныя собрав, сочинить реестры, и один за скрепою и печатью оставить в библиотеке, а другой прислать Его Преосвященству, в котором отметить, которая книга откуда взята и хранить их в церкви Св. Софии на хорах, устроив для них безопасные шкафы из суммы Его Преосвященства дому, и определенную для них полату содержать за печатью Консисторскою. И по указу Ея Императорскаго Величества Духовскою Консисториею определено: о непременном по оному Его Преосвященство определению исполнении Юрьева монастыря Архимандриту Иоанникию сообщением с показаннаго определения точной копии послать (и послан) указ Дому Его Преосвященства в Контору Казначейскую, Софийский собор, Семинарию и в ближние монастыри для ведома, а в отдаленные ко присылке в консисторию, в находящимся в каждом месте книгам, кроме употребляемых в церквах, и именных реестров в скорости послать указы, а Новгородской Его Преосвященства Конторе о вышеписанном ведать по сему Ея Императорского Величества указу, а в прочие, куда надлежало, указы посланы. Февраля 7-го дня 1775 г. Подлинное подписано: Макарием игуменом Духовским и Секретарем Лукою Ключаревым.
Вскоре же принялись и за составление каталога, который был изготовлен к 1785 году. Он сохранился в библиотеке и до ныне. Подлинное его заглавие следующее: «Реест, сочиненный в силе присланнаго Ея Императорскаго Величества по резолюции Его Высокопреосвящества из Новгородской Духовной Консистории Декабря от 18 числа 1784 г. указа под смотрением Софийских протоиереев, Николаевскаго Розважскаго монастыря Настоятелем Иеромонахом Иоанном и Софийскаго Собора Священником Иоанном Фоминым, находящимся в Софийском Соборе на хорах в особливой палате книгам древлепечатным и древлеписьменным»[1]). Неизвестно, был ли составлен каталог Юрьевским Архимандритом Иоанникием в следствие указа 1775 г., а из настоящего заглавия видно, что древнейший из ныне существующих в библиотеке каталогов составлен по особому распоряжению 1784 г. В нем поименовано, но не описано, старопечатных книг 1247. Некоторые из них находились в значительном числе экземпляров, напр. Служебников Никоновской печати 1653 г. было 63 экземпляра, Иосифовского служебника 1651 г. 44 экз. и мн. др. Рукописей озаглавлено в этом каталоге 1189, в числе коих 78 пергаминных. К каталогу приложена ведомость, какие рукописи были требованы в Синод из Новгородской епархии. Из Софийского собора было выслано тогда 17 рукописей. Здесь же перечислено 216 рукописей Кирилло-Белозерского монастыря. Кирилловским рукописям составлен был вскоре особый каталог на 150 листах. В нем довольно подробно описано 149 рукописей бумажных в 4-ку и 39 в 8-ку. Число рукописей Кирилловской книгохранительницы было весьма значительно, потому что в настоящем каталоге номера доходят до 1000. Но ни одним из этих каталогов пользоваться в настоящее время нельзя, потому что множество рукописей в разное время уже утрачено из библиотеки, ярлыки на многих из них уничтожились, и сами рукописи по полноте уже не в том виде, каковыми были при составлении описи. Так гр. Мусиным-Пушкиным были вытребованы рукописи и не возвращены в библиотеку: 1) Нестерова летопись на пергамине, 2) Сборник Адриана Патриарха, писанный уставом, 3) Проскинитарий Арсения Суханова, 4) Письма Царя Алексея Михайловича к Патриарху Никону, 5) Степенная Книга о Царе Феодоре Иоанновиче, 6) Современная рукопись о смерти Государя Петра I и др. Известна печальная судьба Пушкинского книгохранилища; особенного сожаления заслуживает утрата харатейного списка Несторова временника.
Приращение библиотеки Софийской продолжалось и в позднейшее время: книги и рукописи от упраздняемых по епархии церквей и монастырей поступали и поступают в нее по прежнему, также как и отбираемые от старообрядцев. Общее число рукописей ее доходит до 2000, в числе коих 87 пергаминных. Особо составленная из лиц духовных комиссия занимается составлением полного и подробного каталога книг и рукописей библиотеки; но трудно определить, когда это многотрудное дело будет приведено к окончанию.
По времени письма Софийские пергаминные рукописи можно распределить следующим образом: XI в. одна, XII в. пять, XII—XIII в. три, XIII в. восемь, XIII—XIV в. пять, XIV в. тридцать семь, остальные за тем принадлежат к XV веку. По содержанию они относятся к следующим отделам: Миней — 29, Служебников — 10, Евангелий — 9, Триодей — 6, Канонников — 6, Октоихов — 4, Псалтирей — 3, в прочих разрядах придется по 2 и по 1 рукописи. Определение времени письма сделано было кем-то прежде; но большею частью совершенно произвольно и неверно, — так древнейшие Софийские рукописи XII в. отнесены почти все к XIV и даже к XVI в.; точно также определены наугад и прочие. Эти неверные приурочения вымечены на ярлыках на первом л[исте]. р[укописи].
[1] Список с этого каталога хранится в Румянцевском Музее а напечатан в Русском Вестнике. 1842 г. № 12.