Культурный слой

ИСТОРИЯ ХРАМОВОГО КОМПЛЕКСА В ДЕРЕВНЕ БУРЕГИ СТАРОРУССКОГО РАЙОНА

Секретарь Л.А.  |  Новгородика, Выпуск №4

Фото Е.Н. Ларина. 2020 г.

Населённый пункт Буреги расположен на южном побережье озера Ильмень. Церковь Воскресения Христа и высокая колокольня хорошо видны издалека со стороны шоссе, ведущего в Старую Руссу. Церковь Николая Чудотворца скрыта зарослями кустарников. Разрушающийся на глазах храмовый комплекс — живой укор нам, людям XXI века, не ценящим и не умеющим сохранить оставленное нашими предками культурное наследие.

Южное возвышенное побережье озера Ильмень называется «ильменский глинт». Каменистое плато с выходами на поверхность желтоватого слоистого камня — бурегской плиты — прорезает извилистая река Псижа. В том месте, где она, готовясь отдать свои воды Ильмень-озеру, делает крутую петлю, с древнейших времён существует поселение, известное по летописным сообщениям и писцовым книгам, начиная с XV века1. В настоящее время в этой уникальной природной среде устроены карьеры и идёт промышленная разработка бурегской плиты. Она используется на строительстве дорог. В XIX веке этот камень применяли для возведения хозяйственных построек. Использован он при сооружении Воскресенской церкви — из него выложена цокольная часть храма и столбов, на которые опираются своды.

Впервые в летописи Буреги упоминаются в связи со строительством здесь каменной церкви в честь св. Николая Чудотворца: «Того же лета [1432 года — Л. Секретарь] Борковце совершиша церковь камену святые Георгеи, а другая святыи Никола за озером в Бурягах»2.

Следующее по времени сообщение о церкви св. Николая Чудотворца в Бурегах находим в Писцовой книге Шелонской пятины за 1524 год. Церковь названа «Великий Никола»3. В Писцовой книге 1551 года содержится и новая информация: «На погосте церковь Великий Никола чудотворец да тёплая церковь Христова мученица Екатерина, стоят на цареве и великого князя земле»4.

Ильменский глинт. Фото Е.Н. Ларина. 2020 г.

Таким образом, между 1524 и 1551 годом рядом с каменной появляется ещё одна церковь. Она была, скорее всего, деревянной. В Писцовой книге переписчика Фёдора Маврина 1629 года содержится следующее сообщение: «На погосте церковь Никола Чудотворца каменна да на погосте ж придел Федор Стратилат…» и далее «да на погосте была тёплая церковь святая Христова мученица Катерина и та церковь гнила и обвалилась…»5. Церковное имущество, как сообщается в писцовой книге, «поимали немецкие люди». Это случилось при захвате новгородских земель войсками Стефана Батория в 1580-е годы, а затем шведами в начале XVIII века. Часть икон из Екатерининской церкви переместили в Никольскую. В Писцовой книге содержится подробное описание внутреннего убранства Никольского храма. Полностью сохранялся прекрасный четырёхъярусный иконостас с украшенными росписью царскими вратами и сенью. В местном ряду иконостаса упоминаются образы новгородских чудотворцев: архиепископа Иоанна, епископа Никиты, прп. Антония Римлянина, прп. Александра Свирского, а также святой великомученицы Параскевы, Василия Блаженного и Богородицы Одигитрии «в деянии», т.е. с циклом жития. Над местным рядом находился Деисусный чин с образом Спасителя в центре и святыми в рост, выше — десять икон с изображением церковных праздников. Четвёртый ярус составляли иконы с изображением пророков. Царские врата и все иконы, кроме верхнего пророческого ряда, были «писаны на золоте», т.е. с использованием сусального или творёного золота. Образы пророков были «писаны на красках», что, возможно, свидетельствует о более позднем его происхождении.

В этом документе перечислены также книги, церковная утварь, колокола. Подробно зафиксированы владельцы, а также количество принадлежавших им земель и крестьянских дворов6.

Интересный документ, касающийся дельнейшей судьбы древнего Никольского храма, уцелевшего после иноземного нашествия в конце XVI — начале XVII века, хранится в Государственном архиве Новгородской области. Это донесение священноцерковнослужителей церквей Бурегского погоста, датированное 1772 годом. В донесении сообщается, что «в этом погосте написана была  церковь каменная во имя Николая Чудотворца, которая в прошлом 1720 году обвалилась и с того же числа и доныне стоит впусте»7.

Новгородские писцовые книги,
изданные Археографической комиссией.
Т. 4: Переписные оброчные книги
Шелонской пятины : I. 1498 г., II. 1539 г.,
III. 1552-1553 гг. СПб., 1886.
Российская государственная библиотека

В «Церковных ведомостях» XVIII —начала XX веков и «Историко-статистическом описании церквей Старорусского, Устюженского и Череповецкого уездов» 1850-х годов датой строительства новой церкви называется 1736 год8.

Визуальное обследование позволяет высказать следующие предварительные замечания относительно сохранившегося храма 1736 года. Он построен на месте церкви 1432 года, которая была сложена, как и другие новгородские постройки XIV—XV веков, из ракушечника и кирпича. Ракушечник добывали в соседней Коростынской волости. Первоначальная кладка из ракушечника частично сохранилась в нижних частях стен и столбов внутри здания. Использован ракушечник вторично при перекладке стен. Наружная облицовка полностью выполнена из кирпича. Сохранилась ли при перестройке плановое решение церкви XV века, остаётся неизвестным. Сохранившаяся постройка 1736 года — прямоугольная в плане с четырьмя столбами, на которые опирались своды, и полукруглой апсидой. Подобный план характерен для памятников новгородской архитектуры XIV—XV веков.

Можно предполагать, что и древняя церковь представляла собой, как и другие новгородские храмы XIV—XV века, четырёхстолпную кубическую постройку с одной полукруглой алтарной апсидой, завершённую одной главой. При повторении планового решения архитектурный облик церкви 1736 года не имеет ничего общего с памятниками новгородской самостоятельности. Вероятно, храм перестраивался в XIX — начале XX века. Результатом поздних перестроек, предположительно, являются большие прямоугольные окна и четырёхскатная кровля с маленькой глухой главкой, к настоящему времени полностью утраченная, но ещё сохранявшаяся в 1970-е годы9.

В 1912 году Новгородская духовная консистория обратилась в Императорскую Археологическую комиссию с просьбой «произвести некоторые изменения в иконостасе церкви» и прислала три фотографии иконостасов главного храма и двух его приделов: в честь Иоанна Златоуста и св. Варвары. В иконостасе главного храма в этот период уже были не расписные, а резные царские врата, исполненные в стиле барокко10.

Буреги. Храмовый комплекс.
Вид с юго-запада. Фото 1970-х гг.

В упомянутом документе 1722 года содержится ещё одно важное сообщение о том, что при патриархе Адриане в 1692 году в Бурегском погосте была построена вторая церковь Воскресения Христова, в которой и осуществлялись службы, т.к. Никольская церковь в 1720 году обрушилась11.

Каким был выстроенный в 1692 году храм — каменным или деревянным —в документе не сообщается. На основании донесения 1722 года и учитывая архаичность архитектурного облика сохранившегося здания, авторы исторической справки искусствоведы Новгородской специальной научно-реставрационной производственной мастерской Л. Сысоева и С. Сивак предположительно датировали его 1642 годом12.

Данной датировке противоречит другой документ из архива Института истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН)13. Это «Ведомость о имеющихся в Коростынской волости церквах и при них о священниках и причетниках и что у которой церкви по писцовым книгам помесной земли», составленная в 1758 году. В Бурегском погосте упоминаются две каменные церкви: Святителя чудотворца Николая — «старинная в коей ныне происходят служения», и Воскресения Христова с двумя приделами — великомученицы Екатерины и великомученицы Параскевы Пятницы, которая «в нову строится и в совершенство ещё не приведена». То, что Никольская церковь названа «старинной», является дополнительным аргументом в пользу того, что при реконструкции была сохранена плановая основа древней постройки.

Фраза о том, что Воскресенская церковь «в нову строится», не оставляет сомнений в отнесении даты её возведения к середине XVIII века. В Церковных ведомостях XIX — начала XX веков датой строительства назван 1764 год14. Это вероятная дата освящения храма после завершения строительства и оформления внутреннего убранства.

Известно, что храм сооружался на средства прихожан. В 1827 году церковь была переведена из епархиального ведомства в военное в связи с устройством военных поселений и находилась в нём до упразднения поселений в 1857 году15.

Буреги. Воскресенский собор XVIII в.
Фрагмент северного фасада.
Фото В.П. Морсова. 1982 г.

Чем объяснить архаичный для середины XVIII века облик храма, решённый в традициях древнерусской архитектуры XVII века? Это особенно заметно в сравнении с построенной ранее, в 1720-х годах, в традициях западноевропейской архитектуры Успенской церкви в Коростыни неподалёку от Бурег. Вкусами ли заказчика или полной свободой мастеров, возводивших церковь и оставшихся в плену традиций XVII века? И кто были эти мастера?

В первой половине XVIII века строительство в России осуществлялось как по проектным чертежам, которые разрабатывались главным образом зодчими Москвы и Петербурга, так и в соответствии с подрядным договором, заключённым с артелью мастеров-строителей. В договоре обычно оговаривались размеры, тип постройки и другие архитектурные особенности. Мог выбираться образец, которому должны были следовать строители.

В Новгороде первый губернский архитектор появился только в 1770-е годы. В первой половине — середине XVIII века планировкой улиц и проектированием отдельных зданий занимались зодчие Москвы (Алексей Расловлев, Пётр Обухов — ученик Д.В. Ухтомского, Де Брини) и Петербурга (Григорий Охлопков, Николай Васильев, Павел Шпекле, Иван Филиппов)16.

В проектировании Успенской церкви в соседнем селе Коростыни участвовал известный архитектор из Италии Гаэтано Киавери17. Этот факт объясняется принадлежностью села и храма дворцовому ведомству и возможностью приглашать ведущих мастеров. Но при сравнении проектного чертежа Киавери и сохранившейся церкви оказывается, что при осуществлении строительства был принят другой проект, скорее всего, также представленный этим же архитектором. Наблюдение за возведением церкви осуществлял петербургский зодчий Д. Елчанинов.

Буреги. Воскресенский собор XVIII в.
Фрагмент интерьера. Фото В.П. Морсова. 1982 г.

Воскресенский же собор в Бурегах, напротив, являет собой образец работы провинциальных мастеров, мало знакомых со столичной архитектурой и возводивших привычные для них постройки, тесно связанные с традициями предшествующего столетия. Так как в Новгороде в XVII веке не сложилось собственной архитектурной школы и остро недоставало каменщиков, строительство в этот период и позднее осуществлялось главным образом пришлыми мастерами из Поволжья, где в XVII—XVIII веках наблюдался расцвет каменного зодчества.

Известно, что в середине XVIII века здание библиотеки в Антониевом монастыре и колокольню в Хутынском монастыре возводила артель мастеров во главе с крестьянином Григорием Беляевым — жителем деревни Чеснова Ярославской провинции18. Строительство осуществлялось этими артелями по проектным чертежам, и поэтому в них не отразились близкие им традиции каменного зодчества Поволжья. В 1760-е годы артель каменщиков из Поволжья занималась строительством церкви Фёдора и Александра Невского с настоятельским и трапезным корпусами также по проекту московского или петербургского архитектора19.

Буреги. Воскресенский собор XVIII в.
Фото В.П. Морсова. 1982 г.

Поиски аналогий Воскресенской церкви привели к памятникам Поволжья и, в частности, Ярославской провинции. К сожалению, провинциальная архитектура этого обширного региона ещё мало изучена. Мощный подъём строительной деятельности, развернувшийся в Поволжье в XVII веке, привёл к формированию местных архитектурных традиций и появлению большого числа артелей мастеров каменщиков, главным образом из крестьянского населения. Эти традиции оказались настолько устойчивыми, что продержались в течение XVIII века20.  В этот период появилось много своеобразных и интересных построек, в которых архитектурные новации причудливо переплетались с традициями XVII века.

Представляется, что к такого типа постройкам, возведённым артелью пришлых мастеров из Поволжья, которая перенесла свои местные традиции на новгородскую почву, можно отнести Воскресенский храм в Бурегах. Он хорошо сохранил первоначальные архитектурные формы.

Четырёхстолпный, прямоугольный в плане храм без подклета с тремя полукруглыми алтарными выступами решён по типу масштабных соборов XVII века, полюбившихся мастерам Поволжья. В Новгороде к этому типу относится Знаменский собор, построенный в 1680-е годы в традициях архитектуры Поволжья. Композицию Воскресенской церкви завершает глава на восьмериковом барабане. Он слишком мал, в сравнении с основным объёмом, чтобы создать композицию типа «восьмерик на четвериковом основании» и в то же время несоразмерен для подобного одноглавого завершения церкви. Возможно, по сторонам от него первоначально были устроены глухие барабаны с главками, которые создавал пятиглавое венчание, характерное для храмов XVII века.

Воскресенский собор. Фото Е.Н. Ларина. 2020 г.

Карнизная часть основного объёма, выложенная из кирпича, появилась в результате одной из перестроек, о чём свидетельствуют перерезанные поздней кладкой наличники небольших окон верхнего света.

В середине XIX века на месте кирпичного карниза существовал деревянный (досчатый), также не первоначальный21.

Для ярославских культовых построек характерно устройство сложного двойного карниза с рядом ложных кокошников над горизонтальной тягой. Возможно, такой карниз существовал и в Воскресенской церкви.

Для внутреннего перекрытия использована система полулотковых сводов, опирающихся на перекинутые между столбами и стенами арки. Замечательно декоративное убранство фасадов. Особую нарядность им придают наличники. Большие световые проёмы с трёхцентровой формой завершения, распложенные в два яруса, заключены в прямоугольные ниши. Их обрамляют полуколонки, украшенные двойными балясинами. На полуколонки опираются высоко поднятые двойные кокошники без килевидного подвышения с декоративной башенкой в центре. Простенки внутри кокошников декорированы фризом из кирпичных балясин. Аналогичную форму кокошников имеют наличники церкви Иоакима и Анны в селе Лучинское бывшей Ярославской провинции, выстроенной в 1736 году22. На широких лопатках, акцентирующих углы здания, по вертикали и на фасадах в простенках между окнами размещены декоративные многоуступчатые нишки. Вместе с наличниками они придают архитектурному облику храма своеобразие и привлекательность.

С запада в церковь ведёт частично сохранившийся перспективный портал. Южный портал переделан в окно.

При явной архаичности архитектурного облика церкви в нём присутствуют черты, свойственные новому времени, что подтверждает датировку его возведения в середине XVIII века.

Остатки росписи. Фото Е.Н. Ларина. 2020 г.

Это стремление к симметрии в размещении архитектурных форм и фасадной декорации, устройство больших оконных проёмов с мелкой расстекловкой, хорошо освещающих интерьер, гранёная форма светового барабана, обработка углов барабана полуколонками, плоский рельеф декоративных наличников.

К северо-западу от Воскресенской церкви расположена колокольня, возведённая в 1736 году23. На её четвериковом основании поставлен высокий двухъярусный восьмерик с большими проёмами для звоны во втором ярусе, завершённый гранёным куполом.

Первый ярус восьмерика с рустованным углами и проёмами лучковой формы отличается от второго яруса звона, возможно, надстроенного в XIX веке. Обработка рустом («рустиками») появляется в начале XVIII века и характерна для построек 20–40-х годов XVIII века. Ближайшей аналогией Бурегской колокольни является колокольня Деревяницкого монастыря, выстроенная в 1720-е годы.

Таким образом, сохранившийся до настоящего времени ансамбль Бурегского погоста относится к XVIII веку. Он не отличается стилистическим единством и являет собой пример творчества различных строительных артелей, возводивших постройки без единого заранее продуманного творческого замысла.

Реставрационные работы на памятниках начались в начале 1970-х годов под руководством Г.М. Штендера. Тогда были заложены шурфы в обоих храмах с целью исследования фундаментов, сделано накатное перекрытие на Никольской церкви. В 1974 году Штендером было составлено реставрационное задание24. Но работы были приостановлены. Второй этап исследований с составлением проектно-сметной документации по Воскресенскому собору относится к 1986 году. Работы вновь не были завершены. В 1992 году под руководством Т.П. Никольской были выполнены дополнительные обмерные работы и составлен проект реставрации Воскресенского собора. В обмерных работах принимали участие архитекторы С. Евграфова, И. Богуцкая, В. Ястребова, И. Воскобойник. Практическая же реставрация ограничилась завозом дорогостоящих строительных материалов и установкой лесов на барабане. Храмовый комплекс продолжает разрушаться.

Людмила Секретарь


1 Новгородские писцовые книги. (Далее — НПК). Переписные оброчные книги Шелонской пятины. СПб., 1886. Т. 4. С. 22–37; Книги Шелонской пятины. СПб., 1905. Т. V. C. 1, 325–326, 399.
2 Полное собрание русской летописей. Петроград, 1929. Т. IV. Ч. I. С. 607.
3 НПК. Книги Шелонской пятины. СПб., 1905. Т. V. С. 399.
4 Там же. С. 326–327. В писцовых книгах Буреги названы «погостом». В допетровской Руси погостом называли административно-территориальную единицу (сельский податной округ), куда входило несколько населённых пунктов, и центр этого округа. После упразднения древнего административного деления с XVIII века погостом стали называть сельское кладбище с церковью или просто кладбище.
5 Отдел письменных источников Новгородского государственного объединённого музея-заповедника (ОПИ НГОМЗ). Ф. 58. Оп. 1. Д. 1. Л. 128, 129 об.
6 Там же. Л. 128–130.
7 Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 480. Оп. 1. Д. 81. Л. 46.
8 Там же. Д. 1314. Л. 11; Д. 2658. Л. 214–217; Д. 3311. Л. 100–100 об.; ОПИ НГОМЗ. Ф. 14. Оп. 1. Д. 318. Л. 17.
9 Архив Новгородского научно-реставрационного управления (ННРУ). № 21584/19804.
10 Архив Института истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН). Ф. 1. Д. 125. Л. 1. Названия придельных храмов упоминаются в церковных ведомостях: ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 331. Л. 100–100 об.; ОПИ НГОМЗ. Ф. 14. Оп. 1. Д. 391. Л. 139 об.–140.
11 ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 81. Л. 46.
12 Архив ННРУ. Р-2897. Л. Сысоева, С. Сивак. Историческая справка.
13 Архив ИИМК РАН. Ф. 115. Оп. 1. Д. 318. Л. 24–24 об.
14 ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 2658. Л. 214 об; Д. 3311. Л. 100; ОПИ НГОМЗ. Ф. 14. Оп. 1. Д. 318. Л. 17; Д. 391. Л. 136.
15 ОПИ НГОМЗ. Ф. 14. Оп. 1. Д. 391. Л. 136–140.
16 Секретарь Л.А. К истории строительства и архитектуры Новгорода XVIII в. (1700—1750-е гг.) // Новгородский исторический сборник. Вып. 2 (12). Л., 1894. С. 230–250.
17 История русского искусства / под ред. И. Грабаря. Т. 3. М., 1955. С. 153–154.
18 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 36. Д. 184. Л. 1–18; Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 297. Оп. 1. Д. 52. Л. 1.
19 Секретарь Л.А. Строительная деятельность в Новгородском Юрьевом монастыре XVIII в.) // Ежегодник НГОМЗ. 2001. Великий Новгород, 2003. С. 84.
20 Герчук Ю.Я., Домшлак М.И. Художественные памятники верхней Волги. М., 1978. С. 50, 53 (Церкви в Кашине); Борисов Н.С. Окрестности Ярославля. М., 1984. С. 20–21, 48–50, 66–67  (Церкви Воскресенская в селе Левашово 1778 г., Казанская в селе Сеславино 1780 г., Рождества Богородицы в селе Туношна 1781 г., Спаса Преображения в селе Рябница 1791 г.).
21 ОПИ НГОМЗ. Ф. 14. Оп. 1. Д. 391. Л. 136–138.
22 Борисов Н.С. Окрестности Ярославля... С. 105.
23 ГАНО. Оп. 1. Д. 3311. Л. 100 об.
24 Тогда же была сделана подробная фотофиксация памятника.