МАТЕРИАЛЫ О ДОСТОЕВСКОМ В «НОВГОРОДСКИХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЯХ»
Журнал «Новгородские епархиальные ведомости» издавался в Новгороде в период с 1875 по 1919 год при Духовной семинарии, выходил в свет два раза в месяц и имел широкий круг читателей в губернии. Это местное официальное церковное периодическое издание. Подобные журналы существовали почти во всех епархиях Русской православной церкви. После Февральской революции 1917 года многие из них прекратили существование. В 1917 году официальные издания выходили в 61 епархии, в 1919 — в 15 епархиях, из них лишь три в губерниях, занятых большевиками, в том числе и Новгородской. Издания 1917—1922 годов в комплексе не собраны нигде, многие номера невозможно найти ни в одном хранилище. После Великой Отечественной войны издавались лишь в Рижской епархии (1948—1950). Возобновление издания журнала во многих епархиях произошло в конце 1980-х годов.
Нами были исследованы полные комплекты «Новгородских епархиальных ведомостей» до 1917 года и издания 1917—1919 годов, которые имеются в Научной библиотеке Новгородского музея-заповедника.
Журналы, как правило, состояли из двух частей (или отделов): официальной и неофициальной, последняя иногда называлась «Прибавление» к «Епархиальным ведомостям». В период с 1875 по 1893 год «Новгородские епархиальные ведомости» выходили без неофициальной части.
В официальной части печатались все важнейшие и относящиеся к данной епархии манифесты, указы, повеления и рескрипты императоров, указы, распоряжения, определения, отношения Сената, Государственного совета, Кабинета министров и других государственных учреждений, Синода и его обер-прокурора, а также распоряжения епархиального начальства, различные годовые отчёты.
В неофициальной части содержались сведения по епархиальной статистике, материалы по церковной истории и археологии, заметки о религиозном и нравственном состоянии народа, хроника епархиальной жизни, жизнеописания, материалы, посвящённые местным праздникам, месточтимым иконам, храмам, периодически публиковались заметки о пастырской практике, образцовые проповеди, внебогослужебные беседы.
Впервые неофициальная часть появилась в третьем номере «Новгородских епархиальных ведомостей» за 1894 год, в первую очередь богатая статьями по истории местной епархии. Редакторы стремились сделать содержание журнала полезным и интересным для всех категорий читателей: помещались статьи исторического характера, сообщения о важнейших событиях в жизни государства, проповеди, речи, поучения, апологетические и катехизические тексты. Имели место статьи по богословию, литургике, церковной истории, педагогике, о миссионерстве, старообрядчестве, сектантстве, об иноверии. Печатались назидательные рассказы и стихи, обзоры духовной и светской литературы, а также юбилейные статьи о русских писателях, например об А.С. Пушкине, Л.Н. Толстом, Ф.М. Достоевском.
Материалы, касающиеся Ф.М. Достоевского, которые удалось выявить в журнале, можно разделить на несколько групп: 1. Церковно-приходская школа имени Ф.М. Достоевского в Старой Руссе; 2. Братство святого великомученика Фёдора Тирона в Старой Руссе; 3. Жизнь и творчество писателя.
Церковно-приходская школа имени Ф.М. Достоевского в Старой Руссе
В неофициальной части регулярно публиковались отчёты о деятельности церковно-приходских школ епархии, в число которых входила школа имени Ф.М. Достоевского, открытая в Старой Руссе в 1883 году Анной Григорьевной Достоевской, вдовой писателя. Она считалась образцовой среди всех учреждений, самой крупной по количеству учащихся. Первая отдельная статья, посвящённая школе Достоевского, вышла в № 23 за 1896 год. Автор, священник Иоанн Смелков, сообщал о преобразовании смешанной одноклассной школы в женскую двухклассную, предназначенную для обучения девочек из бедных семей: «Эта школа с самого основания располагает достаточными средствами, которые доставлены были разными лицами и учреждениями в уважение к памяти Ф.М. Достоевского, помещается в прекрасном двухэтажном здании и по своей материальной обеспеченности и постановке учебного дела всегда была лучшей не только в Старорусском уезде, но даже и во всей Новгородской Епархии… Новооткрытая школа уже на первых порах пользуется симпатиями общества…» В ходе торжества была
«пропета вечная память боярину Федору, обнаружившему в своих бессмертных трудах любовь к меньшей братии нашей и указавшему человеческое достоинство во всяком униженном и оскорбленном».
В № 23 за 1898 год в заметке «Празднование в Старой Руссе 15-летнего существования школы имени Ф.М. Достоевского» рассказывается о торжестве, в ходе которого вспоминали о Достоевском. Так, директор школы священник Иоанн Румянцев выступил с речью о страшном убийстве царя Александра II, после чего совершился «поворот в сознании» и начали открываться новые школы, в том числе и школа Достоевского. Смотритель Духовного училища В. Смирнов в своём обращении отметил, что «росту» школы, кроме благодати и помощи Божией, служило и имя Достоевского, которое, «как магнит, привлекло и привлекает к ней симпатии» многих людей. Он называет писателя христианским учителем и проповедником любви христианской ко всем и говорит, что Достоевский указывал на то, что русское духовенство призвано и только одно оно может соединить веру с просвещением народа в школах.
Ещё через десять лет священник Дмитрий Горский, который являлся в тот момент директором школы, публикует статьи: «Историческая заметка о состоянии Старорусской церковно-приходской школы имени Фёдора Михайловича Достоевского при Благовещенской церкви за 25 лет её существования от 1883—1908 гг.» и «Описание торжества 25-летнего юбилея Старорусской церковно-приходской школы имени Ф.М. Достоевского». Материалы были разбиты на части и опубликованы в «Новгородских епархиальных ведомостях» за 1908—1909 годы в 8 номерах .
В первой статье подробно рассказана история школы: как она возникла, какие известные личности содействовали её существованию, как решались финансовые вопросы, как строился педагогический процесс. Во второй описано юбилейное торжество, в ходе которого часто звучало имя Достоевского. Так, священник Александр Пылаев говорил: «…понятно и то, почему почитатели приснопамятного Федора Михайловича Достоевского остановились на мысли почтить память его устройством церковной школы. Он, покойный, в жизни своей и в своих бессмертных произведениях стремился осуществить идеал христианина, безропотно несущего крест свой до конца. И школа, посвященная его имени, преследует именно эти же задачи…». Владыка Гурий, опираясь на биографию писателя, сказал: «Там, в далекой Сибири, он [Достоевский] близко сошелся с Русским народом и глубоко познал его верующую и богопреданную душу. А это познание привело его к духовному возрождению, о котором… он и проповедует во всех своих бессмертных произведениях… В них он раскрывает истинный смысл жизни и необходимость духовного возрождения каждого человека».
Архиепископ Новгородский и Старорусский Гурий, а затем и его правопреемник, владыка Арсений, бывая в Старой Руссе, часто посещали школу имени Достоевского. В № 41 «Новгородских епархиальных ведомостей» за 1913 год отмечено: «Владыка [Арсений] выразил удовольствие, что посетил школу, которая носит имя великого писателя и христианина, на сочинениях которого он воспитывался».
Начиная с 1900 года упоминания о школе мы встречаем и в отчётах о праздновании Дня святых Кирилла и Мефодия в Старой Руссе, когда подводились итоги учебного года, так называемые «акты», устраиваемые в помещениях школы Достоевского. В России такие торжества проходили по указу Святейшего Синода с 1863 года. Традиция возобновилась в 1986 году, когда 24 мая было объявлено «Днём славянской письменности и культуры».
Дом-музей Ф.М. Достоевского ежегодно принимает участие в праздновании. В настоящее время акции проводятся у памятника писателю, открытом в 2001 году. В 1990 г. в Старой Руссе была создана Воскресная школа при Георгиевской церкви, в память о церковно-приходской школе имени Ф.М. Достоевского.
Братство во имя святого великомученика Фёдора Тирона в Старой Руссе
В память о Ф.М. Достоевском при Благовещенской церкви Старой Руссы в 1885 году было учреждено Братство во имя святого великомученика Фёдора Тирона. Материалы о деятельности этого общества встречаются в «Новгородских епархиальных ведомостях» за 1895, 1901, 1903 и 1908 годы.
В № 8 за 1895 год помещена статья, посвящённая 10-летию со дня основания Братства. В ней идёт речь об учредителях объединения, среди которых значится вдова писателя Анна Григорьевна Достоевская, об уставе и задачах Братства: «…распространение грамотности и религиозно-нравственного просвещения и развития церковного пения. Выполнение первой задачи — развития грамотности — братством предположено достигнуть посредством школы Достоевского… Средствами …служат чтения и братская библиотека, доступная для всех».
В воскресные дни, начиная с октября месяца и до Вербного воскресенья, по вечерам в школе Достоевского проходили религиозно-нравственные беседы и лекции на исторические темы, именуемые «Народные чтения». Особенной торжественностью и многочисленностью отличались Чтения в день памяти святого Фёдора Тирона 17 февраля [ст. ст.], когда непременно поминали и Фёдора Михайловича Достоевского. Вели их священники и учителя, которые преподавали в школе и в Старорусском духовном училище. В 1902 году представители этого училища обратились к архиепископу Гурию с предложением о переносе «Народных чтений» из школы Достоевского, поскольку
«…школа стоит на окраине, в грязную, осеннюю пору в ней собирается мало народа». С 1907 года, по постановлению Братства, беседы зимой перемещались в зал Городской думы, расположенный в центре города и более удобный для посещения.
Жизнь и творчество писателя
В 1896 году, когда исполнилось 15 лет со дня смерти писателя и 50 лет со времени выхода в свет первого произведения Ф.М. Достоевского повести «Бедные люди», в № 6 «Новгородских епархиальных ведомостей» опубликована статья «Из Старой Руссы». Сообщалось, что в церкви святого великомученика Георгия 24 января была совершена литургия и заупокойная панихида по Ф.М. Достоевскому. Перед литургией в школе Достоевского выступил обозреватель и епархиальный наблюдатель П.Н. Спасский, который рассказал присутствующим о значимости событий. По окончании литургии слушали священника Иоанна Румянцева, который был первым директором школы Достоевского, лично хорошо знал писателя и был его старорусским другом. Фёдор Михайлович жил в доме этого священника летом 1872 года, когда впервые приехал в Старую Руссу. Священник отметил, что «в произведениях Федора Михайловича находятся прекрасно выраженные руководящие мысли о просвещении народа в духе церкви православной, единственно пригодном для русского народа, которого Федор Михайлович знал как никто более, ибо он жил с ним много лет, работал с ним, и народ перед ним не таился, ибо он был ему равен во всем… Все сочинения писаны Федором Михайловичем с благословения Божия, перед многими из них эпиграф из Евангелия. Поэтому-то церковно-приходская школа лучший и вполне пригодный памятник ему». В статье рассказывается, как появился памятник Достоевскому в Петербурге и была построена школа в Старой Руссе.
Следующая статья под названием «Достоевский о вере и неверии» вышла в № 1 за 1903 год, со ссылкой на журнал «Исторический вестник», в котором был напечатан отрывок из воспоминаний студента Петербургской духовной академии Александра Алексеевича Зеленецкого, ставшего впоследствии церковным историком. Студент сообщает Достоевскому о своём неверии, на что писатель обрушивает тираду слов, которые произвели такое сильное впечатление на Зеленецкого, что он «с этого момента стал глубоковерующим человеком»: «…Но прежде всего нужно уверовать в Бога, в русского Христа, который, «удрученный ношей крестной, нашу Русь исходил, благословляя», нужно полюбить народ и святую правду его». Воспоминания Зеленецкого интересны с познавательной стороны, поскольку знакомят читателей с чисто человеческими качествами писателя.
В неофициальной части первого номера журнала за 1905 год опубликована статья «Истинная любовь и сила её влияния», в которой неизвестный автор ссылается на слова старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы»: «Братья! Не бойтесь греха, любите человека и во грехе его…», выступающие главным заветом писателя любить всех и всея Божией любовью. Автор, анализируя образ Алёши Карамазова как живой пример святой любви у Достоевского, приводит цитаты из романа, характеризующие героя, и делает вывод: «Так велика сила любви! Под её лучами тают ледяные покровы холодного сердца, и в нем пробуждается новая жизнь, зарождаются новые чувства».
Указом Священного Синода от 18 июня 1903 г. редактором неофициальной части «Новгородских епархиальных ведомостей» был назначен преподаватель семинарии, церковный публицист и краевед В.Н. Фиников. Эту должность он исполнял до сентября 1920 года. С приходом нового редактора стали заметны изменения: он стремился к популяризации издания, по его инициативе был разрешён с 1 января 1906 года выпуск издания не два раза в месяц, а четыре. По мнению автора статьи по истории «Новгородских епархиальных ведомостей» С.В. Моисеева: «Множество неподписанных статей, без сомнения, принадлежит самому Владимиру Николаевичу и порою носит биографический характер». «При детальном просмотре «Новгородских епархиальных ведомостей» выявляется большая редакторская работа В.Н. Финикова по подготовке материалов к печати, составлению комментариев, библиографических справок и т. п. Он обладал глубокими знаниями в области современной ему отечественной и зарубежной литературы, что сказалось на подборках перепечаток из прессы, обобщающих и аналитических статьях, помещаемых в неофициальной части». Можно предположить, что и статья «Истинная любовь и сила её влияния» редакторская.
Фёдор Михайлович Достоевский — носитель подлинно христианских заветов, глубоко верующий человек, писатель-пророк. В настоящее время это общепризнано в мире. Анализ «Новгородских епархиальных ведомостей», сугубо церковного ведомственного издания, показывает, что на мнение Ф.М. Достоевского многие ссылались, прислушивались к его религиозным убеждениям, обращались к творчеству, построенному на жизненном опыте и выражающему глубину и богатейшую духовность. Имя писателя было значимо для Православия. И остаётся таковым по сей день.
1. Смелков И.М. Двухклассная церковно-приходская школа имени Ф.М. Достоевского в г. Старой Руссе / Уездный наблюдатель // Новгородские епархиальные ведомости. 1896. № 23. С. 1746–1748.
2. Празднование пятнадцатилетнего существования школы имени Ф.М. Достоевского в г. Старой Руссе // Новгородские епархиальные ведомости. 1898. № 23. С. 1566–1567.
3. Горский Д. Историческая заметка о состоянии Старорусской церковно-приходской школы имени Фёдора Михайловича Достоевского при Благовещенской церкви за 25 лет её существования от 1883—1908 гг. // Новгородские епархиальные ведомости. 1908. № 40, 41, 42.
4. Горский Д. Описание торжества 25-летнего юбилея Старорусской церковно-приходской школы имени Ф.М. Достоевского. 1909. № 5, 7, 8, 9.
5. Из Старой Руссы (Новг. губ.). (Празднование дня свв. Кирилла и Мефодия и акт церковных школ) // Новгородские епархиальные ведомости. 1900. № 11. С. 710–716; 1901. № 11. С. 704; 1902. № 11. С. 614; 1903. № 11. С. 616. 6. Братство св. Великомученика Феодора Тирона в Старой Руссе // Новгородские епархиальные ведомости. 1895. № 8. С. 480–482.
7. Из Старой Руссы // Новгородские епархиальные ведомости. 1896. № 6. С. 367–371.
8. Достоевский о вере и неверии // Новгородские епархиальные ведомости. 1903. № 1. С. 48.
9. Истинная любовь и сила её влияния // Новгородские епархиальные ведомости. 1905. № 1. С. 54–55.
10. Достоевский Ф.М. ПСС. В 30 т. Т. 14. Братья Карамазовы. Кн. І-Х. Л., 1976. С. 289.
11. Моисеев С.В. Из истории «Новгородских Епархиальных ведомостей» // Новгородские епархиальные ведомости. 1995. № 9 (октябрь). С. 3.
12. Кавецкая О. «Новгородские епархиальные ведомости» (1875—1920). Основные этапы истории // История новгородских газет и журналов: взгляд из XXI века : сб. статей. Вып. 1 / сост. А.Л. Семёнова. Великий Новгород, 2012. С. 18–35.