«МОЯ ВСЕЛЕННАЯ — ДРЕВНИЙ НОВГОРОД»
9 мая 2021 года исполнилось 100 лет со дня рождения Почётного гражданина Великого Новгорода, художника Семёна Ивановича Пустовойтова (1921, Одесса — 1995, Новгород), соприкосновение с личностью и творчеством которого оставили неизгладимый след в душе каждого человека.
В собрании Новгородского музея-заповедника находится самая обширная коллекция произведений, документальных материалов и рабочего инструментария художника, насчитывающая около 3000 единиц хранения. К юбилею С.И. Пустовойтова в Музее изобразительных искусств был приурочен масштабный ретроспективный показ живописи и графики, начиная от наиболее ранних работ до произведений, выполненных в последние годы жизни, дополненный фотографиями, личными предметами, письмами, книгами отзывов о выставках прошлых лет.
Название выставки «Моя Вселенная — Древний Новгород» — слова самого Семёна Ивановича, записанные им на странице одной из книг отзывов в 1972 году.
Шесть объёмных книг отзывов о персональных выставках художника в Одессе и Новгороде с любительскими чёрно-белыми фотографиями экспозиций и отдельных работ (увы, но следы некоторых затерялись во времени), пометками самого художника и многочисленными автографами самых разных людей — уникальный историко-культурный материал конца 1960 — середины 1970-х годов. Все книги, безусловно, заслуживают отдельного внимания и дальнейшего изучения. А сегодня, перелистывая эти страницы, необходимо сказать «СПАСИБО!!!» дорогому Семёну Ивановичу Пустовойтову за то, что он не только щедро дарил своё искусство всем людям, но и за то, что сберёг их бесценные душевные порывы и восторги, искренние эмоции и ощущения, и объединил всех нас — почитателей его таланта — прошлых, настоящих и будущих.
Листая книги отзывов
С.И. Пустовойтову
Великих храмов простота
Стекает с кисти неспокойной,
Ложится на бумагу стройно —
Так создаётся красота.
Через какую боль прошли
Те рукотворные созданья?!
Какая сила пониманья
Их оторвала от земли?!
Без глины, кирпичей и смазки
Взросли могучие творенья
Как творческой души прозренья,
Как воплощенье мудрой сказки.
Бабанина Л. Одесса, 1972 г.
Книга отзывов о персональной выставке художника Пустовойтова С.И., проходившей в 1980 г. в г. Одесса НГМ КП 48905-786 |
Грандиозен! Не только Новгород, но и талант художника С. Пустовойтова. Это первое и окончательное впечатление.
Одесса, июнь 1980 г.
Акварели с настроением: грустные, светлые, в ожидании изменений своей судьбы и природы. Как путешествие в Новгород старый, свободолюбивый, отважный, суровый и добродушный.
Т. Мостова Одесса, июнь 1980 г.
Вряд ли кто может сказать, что же такое живопись. Иной раз взглянешь на холст, постоишь, а отошёл — и забыл. То, что показал Пустовойтов, — изумляет, удивляет, заставляет протестовать, не соглашаться и… в конце концов понять, и оставляет в душе самое неизгладимое впечатление.
Не знаю, что скажут об этой выставке художники-профессионалы, но я мечтаю теперь только об одном — встречаться много раз с творчеством этого необыкновенного художника. Его искусство — яркое проявление патриотических чувств, какими охватывает сердце каждого истинно русского, советского человека.
Спасибо Семёну Ивановичу, крепкого ему здоровья, больших успехов, нового творческого взлета. Спасибо администрации музея (и без лишней скромности — Олегу Арк. Соколову, отдельно) за такую интенсивную, динамичную пропаганду творчества лучших представителей советской художественной школы.
Одесса. 12.7.1980. Н. Устинов, журналист
Большое спасибо автору работ и организаторам выставки за огромное наслаждение. Хочется в Новгород!
Одесса, 13.07.80. (подпись неразборчива)
Книга отзывов о персональной выставке художника Пустовойтова С.И., проходившей в 1985 г. в Новгородском комплексном отделе Института азотной промышленности. НГМ КП 48905-784 |
Все работы на «Тёмном» фоне поразительны, они удивляют, поражают, подавляют и делают человека — богом.
Я мир люблю не тихий, не слепой —
а кроткий мир, с безбожною толпою,
с мазками красок, с буйными стихами,
со звездочётами, с еретиками.
Мир, где ни царь, ни бог и ни герой, —
где всё своею собственной рукой.
Слава Вам ув. С.И. Пустовойтов. Вы честны в искусстве, а это сегодня так редко…
P.S. Кто идёт за другими никогда их не обгонит (Микеланджело). Вы идёте своим путём. Дерзайте.
Одесса, 13.07.80. (подпись неразборчива)
Выставка пробуждает чувство гордости за русскую древнюю культуру. Можно несколько раз посетить Новгород и не увидеть непреходящей его красоты. Семён Пустовойтов помогает своим искусством проникнуть в неповторимую красоту древнерусского зодчества. Акварель! Какие у неё, оказывается, неисчерпаемые возможности, если она в руках мастера, влюблённого в свой край! Спасибо Вам, дорогой художник, за высокое эстетическое наслаждение, которое мы получили, осмотрев Ваши работы.
Члены Союза писателей СССР И. Неверов, И. Гордон. Одесса 15 июля 1980 г.
Это прекрасно! Это Русь! Каждый храм — лебедь белый в камне.
Желудкова, Одесса, 1980 г.
Глубокоуважаемый Семён Иванович!
Не хочется говорить Вам банальное спасибо, хочется по-русски поклониться Вам в пояс. Все впечатления на выставке перекрывает мощный аккорд серии об архитектурных памятниках Новгорода. Как здесь оправдан тёмный фон. Эти прекрасные соборы как бы выплывают из тьмы веков. София написана не как здание, а как величайшая святыня многих поколений новгородцев. Спас на Ковалёве «звучит» как органный хорал. А когда смотришь на церковь Рождества на Красном поле, в ушах звучит «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова. В каждом листе раздумье художника, у каждого своё настроение.
Хороши портреты. Многие из них портреты-биографии. Таков портрет женщины в центре экспозиции (кто на нём не подписано), портрет Азария Петрова, Виктора Егорова. А Саша Трофимов шагнул к нам со страниц Достоевского.
«Мост Сабанеева», «Дворик на улице Маяковского», «Домик Андерсена» — как верно передан здесь неповторимый «дух Одессы», как всё любимо и прочувствовано.
И рядом рассказ о Валдае совсем в другой манере, ещё несколько ступеней вверх по лестнице мастерства. Здесь Вы поэт-лирик. И городок, и природа у Вас живут, дышат, движутся. Мне в этой серии больше всего понравились «Арль», «Озеро» (над ним).
19.12.85. Учительница-пенсионерка (подпись неразборчива)
Книга отзывов о III [IV] персональной выставке художника Пустовойтова С.И. «Древний Новгород», проходившей в 1973 г. в Новгородском отделении Союза художников РФ. НГМ КП 48905-783 |
Дорогой Семён Иванович!
Благодарю от всей души за позволение войти в мир Ваших переживаний, мыслей, настроений, заставивших и нас сопереживать и мыслить.
Я убеждена в том, что обществу необходима высокая культура, только в этом случае мы осуществим грандиозные задачи, которые поставлены перед нами.
Изобразительное искусство всегда было и будет великой силой, несущей нам не только положительные эмоции, но и свет высокого просвещения.
Спасибо Вам за участие в этом благородном деле! Спасибо, что Вы, будучи высоким мастером, так просто, без всякого высокомерия, входите в наши души.
Понравились все разделы Вашей выставки: Древний Новгород, «Георгий» что в центре! Это же «Богатырская симфония», гимн непобедимости сильного духа! «София» — «мудрая», своим светом способная всколыхнуть любую тьму! Изящный с тонким римским профилем «Антоний Римлянин», а «Церковь Благовещения на Аркажах» — любимый старинный романс, наводящий на грусть. «Одесские дворики» — вам повезло, что вами восторгается ваш истинный поклонник. Искренняя душа!
Как совершенно новая грань творчества, мастерства смотрят на нас «Валдайские пейзажи», восхищают, живут, успокаивают.
Не могу не восхититься портретами, особенно «Азарий», «Странник Василий», «О.С. Шеин» и др. Убеждена, что, занимаясь портретом как жанром, мы имели бы в Вашем лице большого мастера психологического портрета.
Желаю здоровья, здоровья и ещё раз здоровья, чтобы и в дальнейшем не иссякло Ваше творческое, полыхающее, мудрое горение, которое так талантливо проносится сквозь прозаические будни.
Л. Шалина. 19.12.85 г.
Книга отзывов о выставке художника Пустовойтова С.И. «Древний Новгород. Живопись, графика», проходившей в 1972 г. в лекционном зале Новгородского областного управления книготорговли. НГМ КП 48905-782 |
Когда смотришь на картину «Иоанн Богослов» — забываешь об окружающем мире, о времени — настолько близка, очень близка эта картина. В ней покой, забвение, грустное одиночество — но и в ней великая вечность, вечность, дарящая нам красоту далёкого прошлого. И во всех картинах, связанных по теме с древним Новгородом, чувствуется глубоко личная любовь автора к этим дорогим сердцу каждого новгородца церквям, ко всему городу. Спасибо Вам, что Вы дарите эту любовь людям.
Инженер Шев… (далее неразборчиво)
Выставка Семёна Ивановича впечатляет. Грустно, когда речь идёт об искусстве, употребляют термин «провинция». Искусство Пустовойтова — не «провинция». Видел я иные выставки (Москва, Манеж) — вот где часто можно увидеть провинцию: даже у маститых «столичных» художников. Что приятно — у Семёна Ивановича, как правило, нет слащавости, сентиментальности, что губит творчество многих художников. Это не иллюстрации и не копии жизни, а исследования, познание. Претензия к устроителям — почему не полно представлено его творчество. Надо — шире. Мы имеем право на знание всего творчества С.И. Пустовойтова — он заслуживает этого. С чем-то — речь о картинах его — можно спорить, не соглашаться. На то оно и искусство. Надо шире знакомить с его творчеством не только новгородцев, но и за пределами Новгорода.
Спасибо, Семён Иванович!
Доцент НГПИ Тюрин В.В.
С огромным удовольствием посмотрел выставку работ Семёна Ивановича Пустовойтова. Его работы произвели на меня огромное впечатление. Очень чудесные работы о наших днях, портреты. Особое впечатление я получил от работ, изображающих историю нашего Новгорода Великого. Когда смотришь на эти картины о Древней Руси, то поражаешься тем, что они написаны в наши дни, в конце 20 века. Я впервые встречаю советского художника, который изобразил историю прошлого нашего прекрасного города, и мне очень приятно, что это наш земляк новгородец Семён Иванович Пустовойтов.
Больших Вам успехов в Вашем творческом огромном труде.
Ледовое побоище очень понравилось.
Строитель Павлов А.В.
Голова «Тевтонского рыцаря» — голова «Азара» 1968 г., «Церковь Петра и Павла в Кожевниках». Частично — Рублев Васнецов и Грек — СТИЛЬ ЕСТЬ!
Рабочий-заточник Алексеев
Мы, юные краеведы школы № 4 г. Новгорода, дважды побывали на выставке картин С.И. Пустовойтова. Жалко, что выставка закрывается, и мы не смогли ещё раз встретиться с суровыми богатырями севера — ушкуйниками, мудрым летописцем, могучей душой Марфы Посадницы, порадоваться судьбе немецких «псов-рыцарей». Большое спасибо Семёну Ивановичу Пустовойтову за то, что в душе нашей он зажёг новые искры любви к родному городу, показал новое, прекрасное в окружающих нас памятниках древнего зодчества.
Такая выставка — жизненный подвиг большого таланта, отдавшего всего себя служению Новгороду — маленькой частицы нашей Великой Родины! Спасибо!!!
По поручению тридцати юных краеведов школы № 4 г. Новгорода
Воронова Марина 9 марта 1973 г.
9 марта 1973 г.
Мне очень нравятся работы Семёна Ивановича. Архитектура оживает под его кистью. Один и тот же архитектурный образ по-разному передаёт настроение художника. Антоний Римлянин является то символом чего-то светлого, большого и доброго (белые и голубые тона), то передаёт какое-то смятение, неясность (тревожные чёрно-фиолетовые краски). Иоанн Богослов — весенняя песня, журчание ручейка. В картине «Молотково» щедрой рукой разбросан рыхлый талый снег, хочется хлюпать по нему ногами. На Синичьей горе мягкой, но сдержанной кистью передаётся ощущение грусти, даже неудобства, но смягчённого надеждой.
Суровые, строгие, но справедливые новгородские ушкуйники стоят на страже своей земли. Портрет студентки дышит и был бы воздушен, но тяжесть и отрешённость во взгляде придают картине вес, а образу значимость.
Дорогой Семён Иванович! От души желаю Вам дальнейших творческих успехов.
Студентка НФ ЛЭТИ. (подпись неразборчива)
В наш ХХ век, когда архитектура городов (особенно новых районов) подверглась такой нивелировке, что трудно отличить лицо города, его своеобразие от других городов, обращение т. Пустовойтова С.И. к архитектурным памятникам старины в своем творчестве, подтверждает и развивает историческую связь времён, историческую связь поколений, заставляет почувствовать глубже и лучше понять величие наших предков, пробудить интерес к далёкому прошлому, понять и осмыслить наследие наших далёких, зачастую неизвестных мастеров, создавших непревзойдённую красоту. Древние монастыри, церкви — это симфония в камне, реквием нашему славному прошлому. Кажущаяся и действительная простота творений древних зодчих — и в то же время какая мощь, величие и одухотворённость, и в то же время это не мёртвый камень, от них веет чем-то таким мягким, задушевным, тёплым. Кажется, древние камни церквей излучают тепло наших далёких предков, чистоту их помыслов, благородство души, и вот уже нет камня — есть что-то гораздо большее. Древние говорят с нами! Перекинут мост в далёкую эпоху, мы — частица этого, причастны к нему! И нет равнодушного зрителя. Нас что-то волнует, увлекает, тревожит, мы там — в этом тревожном далёком прошлом. И обращение т. Пустовойтова в своём творчестве к искусству древнего Новгорода и других городов — это благодатная тема, несущая в себе заряд большой эмоциональной силы, обогащающая наше искусство, так и самого художника, способствующая дальнейшему творческому росту мастерства художника. И хочется пожелать большого успеха выставке.
Лапковский Г.И., инженер-проектировщик ПКБ Облместрома 29 /XI-72 года
Книга отзывов о выставке художника Пустовойтова С.И. «Древний Новгород и Старая Одесса», проходившей 28.04-02.06.1968 г. в г. Новгород (Кремль, Лихудов корпус). НГМ КП 48905-781 |
Нам, родившимся и проживающим в Новгороде долгую жизнь, где каждый уголок дорог сердцу, где с каждым зданием связано много воспоминаний, очень приятно видеть вышедшие из-под кисти художника замечательные памятники архитектуры древнего Новгорода. Большое желание, чтобы и молодёжь относилась с уважением и бережливостью к тому, что оставили нам предки. Сердечное Вам спасибо, Семён Иванович!
Пенсионеры О. Швабович, А. Швабович. 1972 г.
Семён Иванович сказал, что изображает Русь уходящую, но мы с ним не согласны. Его картины — это современность. Глядя на них, чувствуешь себя по-настоящему русским человеком, величие и мощь Русского государства.
Студентки Новгородского музыкального училища. 6/XII-72 г.
Уважаемый Семён Иванович!
Вы открыли всем новгородцам мир древнего Новгорода, величие его памятников архитектуры, новгородскую мглу, сырость и новгородские ясные солнечные дни!
От всей души и сердца спасибо Вам!
Поражён титаническим трудом Вашим. Желаю Вам и впредь работать также плодотворно. Особенно хочу отметить картины «Ушкуйники», «Летописец», «Утро Новгорода», «Из варяг в греки», «Послы новгородские» и «Ледовое побоище».
Моё мнение:
Художнику необходимы условия для работы.
1) Материальная помощь
2) Мастерская
Если эти два условия ему дать художник одарит общественность новыми прекрасными работами.
Художник Сивицкий К.В. 7/XII-72 г.
Мы благодарны Семёну Ивановичу за прекрасную выставку картин и признательны ему за то, что поселившись в г. Новгороде двадцать лет назад он отдал душу, талант и время художника истории г. Новгорода.
Радует, что эти работы созданы не холодной рукой фиксатора событий, а кистью пламенного патриота новгородской земли и нашей Родины.
Желаем Семёну Ивановичу творческих удач и успехов в осуществлении всех творческих замыслов.
7 декабря 1972 г. сотрудники Государственного архива Новгородской области
(шесть подписей)
На этой выставке удивляешься, радуешься творчеству настоящего и прекрасного художника, человека прекрасной, чистейшей души, в его картинах только правда и поэтому это и есть настоящее искусство.
Эта выставка — беззаветный труд человека, прошедшего через все невзгоды, безденежье, непонимание. Если внимательно смотреть — в этих картинах, в этих разрушенных церквях, среди бесконечного неба — увидишь душу художника.
С.И. Пустовойтов — гордость Новгорода, пусть пока это понимают немногие. В истории таких примеров много, но всё настоящее пробивает дорогу и остаётся жить.
С уважением, Кемлина. Ленинград, 8.12.72 г.
15 декабря 1972 г.
Я очень рада, что у нас есть такие художники, как Пустовойтов.
Наконец увидела то, чего я так долго ждала. Была на многих выставках, но такого ещё не видела. Его работы очень хорошие: в них чувствуется большая любовь к природе, к городу. Как талантливо переданы художником все состояния природы. Снег у художника не просто белое пятно, а снег, поглощающий в себе и состояние воздуха, и окружающие предметы. Как хорошо построен сам рисунок, в нём чувствуется большое знание и в композиции, и в перспективе. Но как чудесно подобраны краски; смотрю на его работы и радуюсь. Очень хотелось бы, чтобы такие выставки были чаще.
Большое спасибо Вам, Семён Иванович, — Ваши работы очень прекрасны, искренни.
Желаю Вам больших творческих успехов в этой благородной, трудной работе.
Н. Малькова, завод имени Ленинского Комсомола
15/XII -72 г.
Наверное, у каждого художника есть СВОЙ город. Как было бы хорошо, если бы у каждого города был СВОЙ художник. Чтобы уезжая из нового города можно было бы увезти с собой не только
воспоминания, но и немного атмосферы, и кусочек души этого города. Конечно, можно сделать фотографии, можно даже цветные, но всё равно это будет не то. Это будет без души. А с душой — только у художника, который очень любит свой город, любит и чувствует весь, в целом, в прошлом и в настоящем одновременно, живой, дышащий с золотыми куполами древней Софии, с предельно простыми и скромными, но такими прекрасными церквушками и… с бельём на верёвках в таких старых и таких сегодняшних дворах. Как хорошо, что у г. Новгорода есть свой художник. Жаль только, что нет Новгородского альбома с его репродукциями, который можно было бы увезти с собой вместе с незабываемыми впечатлениями.
П. Волков, врач, г. Ленинград
«Родной край становится ещё ближе и роднее, если узнаешь его историю», — так сказал в свое время всесоюзный староста М.И. Калинин.
Семён Иванович Пустовойтов силой своего самобытного таланта заставил ожить очень многие страницы истории Господина Великого Новгорода, и тем самым сделал его ещё ближе и роднее, любимее для всех тех, кто побывал на этой великолепной выставке. Нам понравилось всё. Каждая картина хороша по-своему, волнует и создаёт то настроение мягких лирических красок непреходящей красоты древнего зодчества, то тревожное ожидание трудных дальних путей, то высокий подъём высоких патриотических чувств за великий ратный подвиг наших далёких предков. Всё здесь живёт полнокровной жизнью. И каждое полотно понятно каждому и доходит до самого сердца. Мы удивляемся, почему в художественном отделе областного музея не нашлось места для полотен С.И. Пустовойтова.
Кому, кроме самих авторов нужны модернистские выкрутасы и ядовито-малярные краски, ничего общего не имеющие с реальной жизнью. Во всяком случае, мы не раз наблюдали, как быстро и без всякого интереса проходят мимо некоторых картин новгородских художников посетители музея.
Большое спасибо, дорогой Семён Иванович за то, что научили нас ещё крепче любить родной Новгород.
Юные краеведы 4-ой средней школы: Карандашева Л, Уткина Л., Васильев Л., Ягупова Н.,
Трифонов А., Попова С., Власова М., Новаковская Л., Ларина М., Савосина Р., Фёдорова Т.,
Тулов И., Раскатов А.
С чувством глубокой благодарности покидал я выставку художника С. Пустовойтова. Эти акварели звучат музыкой, каким-то сказочным калейдоскопом. Поистине «красоты русской старины»! Всё это богатство нужно впитать в себя так, чтобы потом с ещё большей силой отдать людям… Пожелать от всей души хочется автору здоровья и больших творческих свершений. Пусть пополняется его «Новгородская сюита».
Фотограф Авра (далее неразборчиво) из г. Запорожья 19.12.72
20.12.72
Я рад, что познакомился с работами человека одержимого, требовательного к себе до беспощадности. И мне кажется, что он почувствовал своеобразие Новгорода, что он умеет видеть в остатках древностей великолепие и мужественность Новгородской вольницы.
И ещё мне кажется, что этот человек имеет что сказать и что эта потребность высказаться приводит к искренним, своеобразным результатам.
Селиков. З-д «Волна»
Необходимость подобной выставки очевидна. Многочисленные работы С.И. Пустовойтова имеют не только историческое, но и большое воспитательное значение. Это воспитание эстетического чувства, воспитание патриотизма, любви к нашей великой родине и Новгородскому краю.
Почаще бы такие выставки!
Доцент НГПИ В. Пименов, Новгород, 1972 г.
За свою жизнь я знал многих художников, больших и малых, по разным причинам обращавшихся в своём творчестве к Новгороду.
С такой всецелой преданностью Новгороду встречаюсь впервые.
Н.Г. Порфиридов. 22.I.1973 г. Ленинград
Искусство Семёна Ивановича Пустовойтова — это воплощенная в красках душа чистого правдивого человека, искренне любящего свою землю, её прошлое и настоящее. Наше счастье, что нам довелось видеть его картины, общаться с художником и обогащаться его видением прекрасного.
Сотрудник ин-та им. Филатова Л. Ивченко
Сегодня я был счастлив, увидев, к сожалению, малую толику того, что сделал за 20 лет своей творческой жизни Семён Иванович Пустовойтов. Поражаюсь его энергии, влюбленности в новгородскую древнюю историю. Его самоотверженность делает нас молодых более стойкими и яростными в своём любимом искусстве. Акварели «Новгородские церкви» с их настроением это не только отношение автора к старине, к прошлому России, но это подлинный портрет храмов, если так можно сказать. Историческое кредо Семёна Ивановича в картинах «Ушкуйники» и «Ледовое побоище». Бесспорно, хороши и его портреты. Желаю ему здоровья и плодотворных успехов.
Искренне от боровичан А. Константинов 16/III-73
Книга отзывов о персональной выставке художника Пустовойтова С.И., проходившей в 1971 г. в г. Одесса в обществе «Знание». НГМ КП 48905-785 |
Спасибо большое, Семён Иванович!
Мы считаем, что нам просто здорово повезло. Особенно тронул «Древний Новгород». Может быть потому, что мы не «одесситы» и север нам гораздо ближе. Без Ваших акварелей, честное слово, остался бы у нас не тот Новгород, каким увозим мы сейчас его в Ленинград, глубже, поэтичнее, роднее.
Огромное Вам спасибо ещё раз и за Вашу беседу. Решили обязательно сбегать в Русский музей.
4/V-68 г. (две подписи)
С большим удовольствием и восхищением посмотрели выставку талантливого художника С.И. Пустовойтова. Особенно было приятно посмотреть талантливые акварели Новгорода, как изумительные иллюстрации к нашему путешествию по осмотру Новгорода, т. к. мы группа туристов маршрута № 260 всё время посвящали осмотру древних памятников архитектуры. Акварели Пустовойтова это в некотором роде шедевр, по яркости и силе производимого ими впечатления. Хочется смотреть долго, не хочется уходить, т. к. в каждой акварели сквозит талант, влюблённость автора в своё дело и в объекты изображения. Мастерски изображены, помимо памятников старины, воздух, вода, чудесно освещение в зависимости от времени дня и погоды. Вообще большое, большое впечатление осталось от выставки, хоть мы и не знатоки искусства, а самые простые люди.
Спасибо за доставленную радость.
По поручению группы туристов Т.В. Ячин 24/V-68 г.
Уважаемый Семён Иванович!
Большое спасибо Вам за показ Ваших художественных произведений, много рассказывающих о красоте и величие нашего Великого Новгорода и города-героя Одесса.
Очень много интересных картин по Новгороду такие как Иоанн Богослов на Витке, Вяжищский монастырь, Никола на Липне 1292 год.
Неповторим был по красоте Хутынский монастырь 1147 г. Печально выглядит он в разрушенном виде, всё это навредили немецко-фашистские разбойники.
Я, как частное лицо, ходатайствую перед Вами, чтобы Вы поговорили с Новгородскими градостроителями о восстановлении Хутынского монастыря как памятника старины и большого исторического пошлого нашей Родины.
Много ещё исторических памятников Новгорода ждёт Ваших трудолюбивых рук и проницательного взгляда одарённого художника.
Студент 4 курса исторического факультета НГПИ М. Решетов (?)