Exlibris

«НА ТОНКОЙ ГРАНИ МЕЖДУ…»

Терешкина Д.Б.  |  Новгородика, Выпуск №1

Книга Чезаре Дж. де Микелиса «Жидовствующие. Новгородско-московская ересь XV века и ранняя Реформация» давно ждала «своего часа» доступа к широкому русскоязычному читателю, будучи впервые опубликованной на итальянском языке ещё двадцать пять лет назад. Труд был известен лишь узкому кругу российских учёных, так или иначе занимающихся историей еретичества в Древней Руси. Отрадно, что труд Ч. Дж. де Микелиса публикуется на русском языке именно в Великом Новгороде, одном из важнейших центров распространения «инакомыслия» и «вольнодумства» в Древней Руси. В этом заслуга сотрудников недавно открывшегося в Новгородском государственном университете Итальянского центра и их итальянских коллег, прежде всего Итальянского института культуры в Санкт-Петербурге во главе с директором института Паолой Чони, бывшей Почётным доктором Новгородского университета им. Ярослава Мудрого, скоропостижно скончавшейся осенью 2021 года и успевшей многое сделать для развития русско-итальянских культурных связей, с искренней любовью относившейся к России и россиянам.

Изучение еретических движений — чрезвычайно сложное научное занятие. Отсутствие прямых свидетельств распространения ереси среди населения, которые, по большей части, были уничтожены официальной Церковью либо искажённый характер сохранившихся источников дают основание для очень разных взглядов на еретичество как социокультурное явление. Это касается и идентификации и интерпретации источников, входящих в круг официальных антиеретических документов или тех текстов, которые могут в той или иной мере расцениваться как содержащие еретические учения или идеи. Именно поэтому чем больше качественных исследований еретичества в Древней Руси (в том числе противоречащих друг другу или корректирующих друг друга), тем лучше — для максимально возможной объективности в создании полной картины распространения еретических движений в России, и не только в средневековый период.

Охват материала в рецензируемом исследовании чрезвычайно широк. Небольшая по объёму (210 страниц) книга содержит 11 глав, в которых представлены общая картина распространения ересей в Новгороде и Москве с конца XIV по XVI век, анализ основных источников по истории еретичества. Так, глава 3 целиком посвящена библиотеке жидовствующих — т. е. тех книг, которые, предположительно, были в круге чтения отпавших от официального учения. В книге рассмотрены многообразные влияния на идеи и общее мировоззрение сторонников еретических воззрений, среди которых были такие фигуры русской истории, которые оказали на неё чрезвычайно важное влияние. Среди них были как известные науке — например, Фёдор Курицын, — так и множество безвестных приверженцев и распространителей еретичества, достигшего в XV веке чрезвычайных масштабов и затронувшего даже окружение московского царского двора. Важно подчеркнуть, что круг проблем, очерчиваемых в исследовании Ч. Дж. де Микелиса, гораздо шире тех, что заявлены как главная проблема книги, и включает широчайший контекст русской и европейской общественной и религиозной жизни XIV—XVI веков. Это объясняется чрезвычайной сложностью исследуемого явления, а также избираемой исследователем методологией, которую он сам называет «пограничной», вкладывая в это слово многие смыслы, главный из которых — балансирование, как пишет сам исследователь, «на тонкой грани между «предположением не таким уж нелепым» и «максимально правдоподобным предположением»» (с. 12), что в исследовании еретических движений становится неизбежной тактикой. Книга итальянского исследователя подкупает исследовательской честностью и научной смелостью — одно это обстоятельство ставит рецензируемый труд в ряд важнейших достижений в изучении русского средневековья.

Высокая научность рецензируемого труда не подвергается сомнению: ещё до русскоязычного перевода исследование Ч. Дж. де Микелиса широко включалось в научные дискуссии и в монографии российских учёных по еретичеству. Отдельно следует отметить совершенно уникальное «Послесловие» в книге — своего рода авторецензию, где Ч. Дж. де Микелис отвечает на многие рецензии и отклики, появившиеся на его труд за долгие 25 лет после его создания. Научная корректность и исследовательская этичность труда Ч.  Дж.  де  Микелиса счастливо сочетается с душевностью, живостью изложения материала, лёгким и ярким языком.

Ещё одно важное замечание. Несмотря на чрезвычайную сложность изучаемых явлений, в книге Ч.  Дж.  де  Микелиса ощущается жизнеутверждающая сила воззрений её автора. Еретичество исследователь смело и однозначно называет «заразой», поразившей в своё время большую часть населения Руси и приведшей к страшным последствиям как для отдельных участников двух противоборствующих сторон, так и для всего государства. Как бы ни были «оправдательны» действия и убеждения еретиков, они разрушали единство Церкви, общность народа, поступательное развитие его духовной жизни — в этом состоит пафос исследования Ч. Дж. де Микелиса. В этом смысле его книга имеет не только научное, но и воспитательно-просветительское значение.

Чезаре Дж. де Микелис (р. 1944, Рим) — Почётный профессор Римского Университета «Тор Вергата», член «Пушкинского Общества», лауреат «Калабрьской премии по всемирным литературам». Окончил Римский Университет под руководством Анджело М. Рипеллино, а также МГУ им. Ломоносова в 1966—1967 годах. Впоследствии стал преподавателем по русской литературе в университете города Бари, а с 1981 года — заведующим кафедрой русского языка и литературы в Риме. Читал лекции в России, Франции, Германии, Литве, Чехии, Израиле, США. Работал редактором научных журналов — «Ангелус Новус», «Протестантизм», «Руссика Романа», и издательств — «Мондадори» и «Марсилио», в течение тридцати лет, с 1978 по 2008, сотрудничал в газете «Ла Репубблика» (Рим). Среди трудов Чезаре Дж. де Микелиса — монографии «Борис Пастернак» (Флоренция, 1968) и «Константин Фофанов» (Венеция, 1973), исследования «Новгородская Вальденщина: жидовствующие и ранняя реформация» (Турин, 1993) и другие. Переводчик с русского языка на итальянский произведений О. Мандельштама, А. Белого, Б. Пастернака, В. Шкловского, А. Блока, В. Брюсова, А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, А. Луначарского.

Дарья Терешкина