ОЧЕРК ЗНАМЕНСКОГО, ЗВАНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ И ДЕРЖАВИНСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО ПРИ НЁМ УЧИЛИЩА
Торжественные мероприятия в честь 280-летия со дня рождения первого министра юстиции Российской империи Гавриила Романовича Державина в 2023 году прошли по всей России, в том числе и на Новгородской земле, с которой была тесно связана судьба этого выдающегося человека.
Дорогое для Державина имение Званка в Новгородской губернии — это место силы великого поэта и государственного деятеля. Здесь он с 1803 года проводил летнее время после выхода в отставку. Здесь же после смерти поэта и в память о нём был обустроен по завещанию его жены Дарьи Алексеевны Званский Знаменский монастырь и епархиальное женское училище, получившее название Державинское.
О монастыре и училище идёт речь в статье из журнала «Новгородские епархиальные ведомости», опубликованной в 1894 году. Автор её — священник Александр Николаевич Ваучский (1871—1938), краевед, участник XV Археологического съезда в Новгороде (1911), автор многочисленных публикаций по истории Новгородской земли и Церкви.
Знаменский, Званский женский монастырь в сравнении с другими обителями имеет ту особенную черту, что он возник не так, как другие монастыри. Большая часть наших монастырей основана на месте подвигов св. угодников Божиих или на месте совершения какого-нибудь чудесного события, а Званский монастырь возник на месте бывшего поместья знаменитого поэта конца прошлого и начала настоящего столетия, действит[ельного] тайного советника Гавриила Романовича Державина. На этом холме, где в настоящее время стоит монастырь, лет шесть-десять тому назад было расположено богатое имение Державина, по имени «Званка» или «Знаменское». Званка Новгородского уезда, Грузинского повета (по прежней номенклатуре), находится на левом берегу Волхова в 5-ти верстах от Волховской станции Ник[олаевской] ж[елезной] д[ороги], в 120 верстах от Петербурга и 65 верстах от Новгорода. Это имение было куплено второй женой Державина — Дарьей Алексеевной, урожденной Дьяковой, вскоре после замужества (1795 г.) у матери ее Дьяковой. С этого времени Державин стал проводить здесь каждое лето: он любил в Званке отдыхать от своих трудов и «беседовать с своею лирой». Из произведений его видно, что почти половина его стихотворений написана им в Званке. Его поэтическому одушевлению и вдохновению, конечно, не мало способствовала богатая природа Званки. Берега Волхова, вообще, низки и ровны, но на месте Званки земля поднимается довольно круто длинным овальным холмом. Посредине его возвышалась усадьба; фасад ее, обращенный к реке, был украшен балконом на столбах и каменной лестницей, пред которой бил фонтан; снизу по уступам холма устроен был покатный гранитный всход. Около дома находился роскошный сад, огромный пруд с перекинутым чрез него каменным мостом. В саду был холм или курган (он сохранился и до настоящего времени), на котором любил сидеть Державин и с которого открывается восхитительный вид на реку и окружающий Званку лес[1]. На Званке были две небольшие фабрики: суконная и ковровая. Вообще, в Званке в то время кипела жизнь веселая и шумная со всеми удовольствиями, какие доставляли себе богатые помещики того времени: с охотой, музыкой, домашними театрами; по праздникам палили из пушек. Державину принадлежали три деревни, составляющие в настоящее время приход Званско-Воскресенский: Залозье, Дымно и Антушево. По отношению к своим крепостным крестьянам Державин был добр и милостив.
Из рассказов старожилов известно, что он много помогал им: кому построит избу, кому даст корову или лошадь и т. п. Державин, не имея своих детей, очень любил вообще детей. Он вставал обыкновенно в шесть часов утра, выходил на террасу и здесь его ежедневно ожидала уже толпа детей из соседних деревень в человек тридцать и даже более. Он спрашивал их молитвы, рассказывал им что-нибудь из Священной Истории и в конце всего наделял ребят гостинцами. В народе и до сих пор сохранилась об нем и его жене добрая намять. Державин при жизни своей заготовил материал для постройки храма в своем имении во имя «Обновления храма Воскресения Христова», который и был построен уже по смерти его (ум. 9-го июля 1816 г.) супругою его Дарией Алексеевной в 1819 г., вследствие этого он и не мог быть похоронен в Званке (Державины похоронены в Хутынском монастыре). Храм этот, сохранившийся в первоначальном виде до настоящего времени, отличается изящною архитектурою и художественною живописью[2].
Но со смертью Державиных все это имение разрушилось, даже ранее, чем предполагал сам поэт, предсказывая это разрушение дорогой для него Званки в своем стихотворении, посвящённом высокопреосвященному Евгению Болховитинову, (который в 1804 году был назначен Викарием Новгородским); последний, живя в Хутынском монастыре поблизости с Званкой, сошелся с Державиным и нередко посещал Званку. Владыка очень любил слушать пальбу из пушек и наслаждаться эхом, производимым выстрелами. Званское эхо в своих сочинениях он называл «безсмертным» и сравнивал с ним славу Державина. В настоящее время это эхо уже не так громко, как было прежде; лес, окружавший Званку, вырублен, жизнь в ней сделалась скромною и бесшумною: но все же имя Званки не забыто; оно вместе с бессмертной славой поэта известно всякому образованному человеку. Кроме того, место это освятилось еще сооружением святой обители и рассадника просвещения для юных девиц духовного звания.
Желая обессмертить добрым и полезным делом память своего покойного мужа, любившего отдыхать от своих служебных занятий, за беседою с своею лирой, именно в Званке, где он и скончался, супруга Державина — Дария Алексеевна в своем духовном завещании, составленном в 1839 году, выразила желание устроить в этом своем имении женскую обитель и училище для девиц духовного звания. На устройство обители и училища она завещала свою господскую усадьбу со всеми строениями и принадлежащими к ней запашками, угодьями, сенокосами и 150 000 руб. ассигнациями. Но воле завещательницы, скончавшейся в 1872 г., не скоро суждено было осуществиться: прошло около тридцати лет до времени официального открытия монастыря и училища. В это время шла все переписка между душеприказчиками (д. т. с. Бороздин и два брата Львовы) и родственниками Державиной, а также с высокопреосвященнейшим митрополитом Григорием, относительно выполнения воли умершей завещательницы. Было несколько проектов относительно исполнения воли г-жи Державиной: предполагалось имение продать и вырученную от продажи сумму распределить по Новгородским монастырям; был и еще проект: мужской Деревяницкий монастырь обратить в женский, а братию перевести в Отенский монастырь; капитал Отенского монастыря вместе с капиталом Державинским употребить на перестройку зданий Деревяницкого монастыря для училища и на содержание училища. Но с этими проектами не могли согласиться оставшиеся в живых родственники г-жи Державиной, которые заботились о точном и буквальном выполнении воли покойной. Дело же, главным образом, заключалось в том, что завещанных Державиной средств для устройства обители и училища при ней оказалось далеко не достаточно. Этой суммы едва было достаточно для устройства зданий для монашествующих и учащихся; на содержание же монахинь, училища и необходимого для училища штата учителей никаких средств и источников не имелось. Между тем, имение приходило в упадок и разрушалось, так что уже в 1863 году на месте бывшего богатого барского дома и других служб остались лишь только груды развалин. Остались также церковь, часовня деревянная, очень уж ветхая во имя Знамения Божией Матери[3] и дом, в котором жили священно-церковно-служители. Причины такого быстрого разрушения имения зависели, главным образом, от небрежного и иногда недобросовестного наблюдения членов опекунского совета, вначале гражданского, а потом и духовного[4]. Таким образом, при открытии монастыря приходилось строить все заново.
Что же касается земли, то она оказалась не совсем доброкачественной и большая часть ее состояла под мелким лесом или представляла из себя болото. Рассчитывать на доход с богомольцев монастырь тоже не мог, вследствие своего положения в глухом месте, удаленном от города и других более или менее населённых пунктов, а также и из-за не всегда удобных путей сообщения. В силу-то таких ограниченных средств и недостатка фондов, упрочивающих учреждение обители и училища, а также и по некоторым другим неблагоприятным условиям долгое время и не открывались ни монастырь, ни училище. Только уж спустя 27 лет со смерти Державиной, состоялось официальное открытие второклассной женской обители и училища для девиц духовного звания, наименованного в память покойного поэта — Державинским. В 1867 году по указу покойного высокопреосвященнейшего митрополита Исидора вызваны были из Тверского Христо-Рождественского монастыря две монахини: Поликсения и София; первая чтобы быть настоятельницей и начальницей монастыря и училища, имеющих открыться, а вторая — казначеей монастыря. Для монашествующих и для предполагаемого училища построен был небольшой каменный корпус, составляющий средину настоящего училищного корпуса, и к нему из остатков служб Державинских были присоединены по бокам две пристройки. Помещение было тесное и неудобное. Никаких служб и помещений для скота не было, так что некуда было даже поставить единственной коровы.
При таких-то грустных обстоятельствах и должна была начаться жизнь обители. 12 Апреля 1869 года последовал указ Св. Синода: «об открытии в селе Званке женского монастыря, под именем Знаменского, с 10 монахинями и с составом причта из священника, диакона и причетника, и об открытии при сем монастыре училища для 30 бедных девиц духовного звания с наименованием его Державинским, с тем, чтобы монастырь содержался доходами с имения, а училище — процентами с завещанного вдовою действ. тайного советника Гавриила Державина капитала»[5]. 31 Августа 1869 года в присутствии преосвященнейшего Феоктиста, бывшего епископа Старорусского и викария Новгородского, состоялось оффициальное и торжественное открытие монастыря и училища. Монашествующих сестер, явившихся из разных мест, было около 30 человек, из коих 2 были монахини, а остальные послушницы и просто живущие на испытании. На первый курс в училище принято было 12 воспитанниц. Сестры обители и воспитанницы помещались в одном здании. В училище занимались преподаванием наук, как и в настоящее время, члены причта. Курс был шести-летний: 3 класса с двумя отделениями в каждом. Программа предметов, которые проходились здесь, была та-же самая, что и в епархиальных женских училищах, но только это училище до своего преобразования носило характер частного учебного заведения: кончившие курс не получали никаких прав. Оно на первых порах своего существования было заведением, в котором могли обучаться исключительно только девочки духовного звания, согласно с мыслию завещания; но с течением времени училище утратило свой сословный характер и в него был открыт вход и для девочек других сословий, равно как и для своекоштных воспитанниц духовного звания, вследствие чего и число воспитанниц значительно увеличилось свыше казенных 30 вакансий.
В 1883 г. Державинское училище было преобразовано в епархиальное училище, при чем первые три класса оставлены в Званке, а старшие три перенесены в Деревяницы. В настоящем 1894 году 31 Августа исполнилось двадцать пять (25) лет со времени существования училища. За все это время училище, несмотря на многие неблагоприятные обстоятельства, стояло на высоте своего назначения и из стен своих выпустило немало добрых и честных матерей и скромных тружениц на трудном поприще народного образования. Так-же точно и монастырь в 25-летний период приведен был в благоустроенное состояние, благодаря заботам и усердию, как покойной умной и энергичной игуменьи Поликсении (ум. 1877 г.), так и настоящей игуменьи Софии, которая действует в духе своей предшественницы. Очень много также принес пользы Званке покойный высокопреосвященнейший митрополит Исидор, который любил Званку, нередко посещал ее и очень много жертвовал на различного рода постройки и другие нужды. Так что монастырь за этот период сделался почти неузнаваем: построены были службы, разведены сады и цветники, в 1880 г. построен полукаменный трехэтажный корпус для сестёр монастыря; вновь перестроены старые пристройки, бывшие по бокам главного корпуса, в котором помещается училище; сделан водопровод и много других построек и сооружений. В 1886 году, с благословения высокопреосвященнейшего митрополита Исидора, сооружен другой новый великолепный и большой храм с тремя приделами: главный во имя Знамения Божией Матери; второй во имя св. великомученика Пантелеймона и третий во имя преподобного Исидора Пелусиота. В иконостасе этого храма находятся две замечательные иконы, перенесенные из первого (Державинского) храма: одна в честь Пресвятой Богородицы Скоропослушницы в серебряной позолоченной ризе, а другая икона св. великомученика и целителя Пантелеймона в такой же ризе. Первую икону пожертвовал в 1869 году иеромонах Афонского Пантелеймонова монастыря Малахия в благословение вновь открывшийся обители; икона же св. страстотерпца и целителя Пантелеймона пожертвована в 1879 году С.-Петербургским 1 гильдии купцом
Ефремом Сивохиным. Эта икона замечательна тем, что в ризе ее находится ковчежец с частицей мощей св. великомученика Пантелеймона, присланной из Афонского Пантелеймонова монастыря, по просьбе игуменьи Софии[6]. Обе эти иконы почитаются чудотворными, и привлекают, часто из отдаленных мест, немало богомольцев и больных разными недугами. И нередко бывает, что притекающие с верою, по молитве Св. Богородицы и св. угодника Божия —великомученика Пантелеймона, получают облегчение и исцеление от своих болезней.
[1] Об этом холме Державин в своих сочинениях: «Званская жизнь» и «Новгородский волхв Злогор» говорит, что, по преданию, которое есть и у Карамзнна, под ним погребен вождь или «волхв», от имени которого и сама река получила свое название — Волхов. (сочин. Держ. том III. стр. 137).
[2] Особенно хороша икона, изображающая Воскресение Христово.
[3] Знаменская икона Божией Матери особенно чтилась в роде Державных, но икона эта по смерти Державиных была увезена из Званки и неизвестно, где находится.
[4] Причины разруш[ений] ук[азаны] в cовр[еменная] лет[опись] (газета «Современная летопись» — ред.). 1863 г. № 33. «Званка и могила Державина».
[5] Копия с указа св. Синода от 12 апреля 1869 г. за № 936.
[6] Подлинность св мощей утверждена свидетельством Русского на Афонской горе св. великомуч. И целителя Пантелеймона монастыря.
В публикации сохранена орфография и пунктуация автора.
Публикацию подготовили Э.Н. Белоножка и Т.А. Данько