Древности

ОЧЕРК ЗНАМЕНСКОГО, ЗВАНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ И ДЕРЖАВИНСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО ПРИ НЁМ УЧИЛИЩА

Ваучский А.Н.  |  Новгородика, Выпуск №4

Александр Николаевич Ваучский

Торжественные мероприятия в честь 280-летия со дня рождения первого министра юстиции Российской империи Гавриила Романовича Державина в 2023 году прошли по всей России, в том числе и на Новгородской земле, с которой была тесно связана судьба этого выдающегося человека.

Дорогое для Державина имение Званка в Новгородской губернии — это место силы великого поэта и государственного деятеля. Здесь он с 1803 года проводил летнее время после выхода в отставку. Здесь же после смерти поэта и в память о нём был обустроен по завещанию его жены Дарьи Алексеевны Званский Знаменский монастырь и епархиальное женское училище, получившее название Державинское.

О монастыре и училище идёт речь в статье из журнала «Новгородские епархиальные ведомости», опубликованной в 1894 году. Автор её — священник Александр Николаевич Ваучский (1871—1938), краевед, участник XV Археологического съезда в Новгороде (1911), автор многочисленных публикаций по истории Новгородской земли и Церкви.

 

Боровиковский В.А.
Портрет Д.А. Державиной. 1813 г.
Государственная Третьяковская галерея

Знаменский, Званский женский монастырь в сравнении с другими обителями имеет ту особенную черту, что он возник не так, как другие монастыри. Большая часть наших монастырей основана на месте подвигов св. угодников Божиих или на месте совершения какого-нибудь чудесного события, а Званский монастырь возник на месте бывшего поместья знаменитого поэта конца прошлого и начала настоящего столетия, действит[ельного] тайного советника Гавриила Романовича Державина. На этом холме, где в настоящее время стоит монастырь, лет шесть-десять тому назад было расположено богатое имение Державина, по имени «Званка» или «Знаменское». Званка Новгородского уезда, Грузинского повета (по прежней номенклатуре), находится на левом берегу Волхова в 5-ти верстах от Волховской станции Ник[олаевской] ж[елезной] д[ороги], в 120 верстах от Петербурга и 65 верстах от Новгорода. Это имение было куплено второй женой Державина — Дарьей Алексеевной, урожденной Дьяковой, вскоре после замужества (1795 г.) у матери ее Дьяковой. С этого времени Державин стал проводить здесь каждое лето: он любил в Званке отдыхать от своих трудов и «беседовать с своею лирой». Из произведений его видно, что почти половина его стихотворений написана им в Званке. Его поэтическому одушевлению и вдохновению, конечно, не мало способствовала богатая природа Званки. Берега Волхова, вообще, низки и ровны, но на месте Званки земля поднимается довольно круто длинным овальным холмом. Посредине его возвышалась усадьба; фасад ее, обращенный к реке, был украшен балконом на столбах и каменной лестницей, пред которой бил фонтан; снизу по уступам холма устроен был покатный гранитный всход. Около дома находился роскошный сад, огромный пруд с перекинутым чрез него каменным мостом. В саду был холм или курган (он сохранился и до настоящего времени), на котором любил сидеть Державин и с которого открывается восхитительный вид на реку и окружающий Званку лес[1]. На Званке были две небольшие фабрики: суконная и ковровая. Вообще, в Званке в то время кипела жизнь веселая и шумная со всеми удовольствиями, какие доставляли себе богатые помещики того времени: с охотой, музыкой, домашними театрами; по праздникам палили из пушек. Державину принадлежали три деревни, составляющие в настоящее время приход Званско-Воскресенский: Залозье, Дымно и Антушево. По отношению к своим крепостным крестьянам Державин был добр и милостив.

Церковь Воскресения. 1821 г. Фото 1-й трети XX в.
Государственный научно-исследовательский музей
архитектуры имени А.В. Щусева

Из рассказов старожилов известно, что он много помогал им: кому построит избу, кому даст корову или лошадь и т. п. Державин, не имея своих детей, очень любил вообще детей. Он вставал обыкновенно в шесть часов утра, выходил на террасу и здесь его ежедневно ожидала уже толпа детей из соседних деревень в человек тридцать и даже более. Он спрашивал их молитвы, рассказывал им что-нибудь из Священной Истории и в конце всего наделял ребят гостинцами. В народе и до сих пор сохранилась об нем и его жене добрая намять. Державин при жизни своей заготовил материал для постройки храма в своем имении во имя «Обновления храма Воскресения Христова», который и был построен уже по смерти его (ум. 9-го июля 1816 г.) супругою его Дарией Алексеевной в 1819 г., вследствие этого он и не мог быть похоронен в Званке (Державины похоронены в Хутынском монастыре). Храм этот, сохранившийся в первоначальном виде до настоящего времени, отличается изящною архитектурою и художественною живописью[2].

Похороны Д.А. Державиной.
Из кн. От Фонтанки до Званки. Чудово, 2009

Но со смертью Державиных все это имение разрушилось, даже ранее, чем предполагал сам поэт, предсказывая это разрушение дорогой для него Званки в своем стихотворении, посвящённом высокопреосвященному Евгению Болховитинову, (который в 1804 году был назначен Викарием Новгородским); последний, живя в Хутынском монастыре поблизости с Званкой, сошелся с Державиным и нередко посещал Званку. Владыка очень любил слушать пальбу из пушек и наслаждаться эхом, производимым выстрелами. Званское эхо в своих сочинениях он называл «безсмертным» и сравнивал с ним славу Державина. В настоящее время это эхо уже не так громко, как было прежде; лес, окружавший Званку, вырублен, жизнь в ней сделалась скромною и бесшумною: но все же имя Званки не забыто; оно вместе с бессмертной славой поэта известно всякому образованному человеку. Кроме того, место это освятилось еще сооружением святой обители и рассадника просвещения для юных девиц духовного звания.

Желая обессмертить добрым и полезным делом память своего покойного мужа, любившего отдыхать от своих служебных занятий, за беседою с своею лирой, именно в Званке, где он и скончался, супруга Державина — Дария Алексеевна в своем духовном завещании, составленном в 1839 году, выразила желание устроить в этом своем имении женскую обитель и училище для девиц духовного звания. На устройство обители и училища она завещала свою господскую усадьбу со всеми строениями и принадлежащими к ней запашками, угодьями, сенокосами и 150 000 руб. ассигнациями. Но воле завещательницы, скончавшейся в 1872 г., не скоро суждено было осуществиться: прошло около тридцати лет до времени официального открытия монастыря и училища. В это время шла все переписка между душеприказчиками (д. т. с. Бороздин и два брата Львовы) и родственниками Державиной, а также с высокопреосвященнейшим митрополитом Григорием, относительно выполнения воли умершей завещательницы. Было несколько проектов относительно исполнения воли г-жи Державиной: предполагалось имение продать и вырученную от продажи сумму распределить по Новгородским монастырям; был и еще проект: мужской Деревяницкий монастырь обратить в женский, а братию перевести в Отенский монастырь; капитал Отенского монастыря вместе с капиталом Державинским употребить на перестройку зданий Деревяницкого монастыря для училища и на содержание училища. Но с этими проектами не могли согласиться оставшиеся в живых родственники г-жи Державиной, которые заботились о точном и буквальном выполнении воли покойной. Дело же, главным образом, заключалось в том, что завещанных Державиной средств для устройства обители и училища при ней оказалось далеко не достаточно. Этой суммы едва было достаточно для устройства зданий для монашествующих и учащихся; на содержание же монахинь, училища и необходимого для училища штата учителей никаких средств и источников не имелось. Между тем, имение приходило в упадок и разрушалось, так что уже в 1863 году на месте бывшего богатого барского дома и других служб остались лишь только груды развалин. Остались также церковь, часовня деревянная, очень уж ветхая во имя Знамения Божией Матери[3] и дом, в котором жили священно-церковно-служители. Причины такого быстрого разрушения имения зависели, главным образом, от небрежного и иногда недобросовестного наблюдения членов опекунского совета, вначале гражданского, а потом и духовного[4]. Таким образом, при открытии монастыря приходилось строить все заново.

Указ Новгородской духовной консистории
протоиерею Софийского собора Василию
Богословскому об освидетельствовании
зданий в с. Званка, предназначенных для устройства женского монастыря
с училищем для девиц духовного звания.
09.12.1857 г. НГМ КП 25982/1852 Ф. 11. Оп. 1. Ед. хр. 41

Указ Святейшего Синода от 12.04.1869 г.
ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 3273. Л. 43.
Из кн.: Новгородская земля: уникальные
и особо ценные документы в фондах
Государственного архива Новгородской
области. Великий Новгород, 2021

Что же касается земли, то она оказалась не совсем доброкачественной и большая часть ее состояла под мелким лесом или представляла из себя болото. Рассчитывать на доход с богомольцев монастырь тоже не мог, вследствие своего положения в глухом месте, удаленном от города и других более или менее населённых пунктов, а также и из-за не всегда удобных путей сообщения. В силу-то таких ограниченных средств и недостатка фондов, упрочивающих учреждение обители и училища, а также и по некоторым другим неблагоприятным условиям долгое время и не открывались ни монастырь, ни училище. Только уж спустя 27 лет со смерти Державиной, состоялось официальное открытие второклассной женской обители и училища для девиц духовного звания, наименованного в память покойного поэта — Державинским. В 1867 году по указу покойного высокопреосвященнейшего митрополита Исидора вызваны были из Тверского Христо-Рождественского монастыря две монахини: Поликсения и София; первая чтобы быть настоятельницей и начальницей монастыря и училища, имеющих открыться, а вторая — казначеей монастыря. Для монашествующих и для предполагаемого училища построен был небольшой каменный корпус, составляющий средину настоящего училищного корпуса, и к нему из остатков служб Державинских были присоединены по бокам две пристройки. Помещение было тесное и неудобное. Никаких служб и помещений для скота не было, так что некуда было даже поставить единственной коровы.

Проект к смете на перестройку левого фасада Державинского корпуса, занимаемого духовным училищем при Званском Знаменском женском монастыре. 1886 г. Фрагмент.
ГАНО. Ф. 139. Оп. 1. Д. 457. Л. 1. Из кн.: Новгородская земля: уникальные и особо ценные
документы в фондах Государственного архива Новгородской области. Великий Новгород, 2021

При таких-то грустных обстоятельствах и должна была начаться жизнь обители. 12 Апреля 1869 года последовал указ Св. Синода: «об открытии в селе Званке женского монастыря, под именем Знаменского, с 10 монахинями и с составом причта из священника, диакона и причетника, и об открытии при сем монастыре училища для 30 бедных девиц духовного звания с наименованием его Державинским, с тем, чтобы монастырь содержался доходами с имения, а училище — процентами с завещанного вдовою действ. тайного советника Гавриила Державина капитала»[5]. 31 Августа 1869 года в присутствии преосвященнейшего Феоктиста, бывшего епископа Старорусского и викария Новгородского, состоялось оффициальное и торжественное открытие монастыря и училища. Монашествующих сестер, явившихся из разных мест, было около 30 человек, из коих 2 были монахини, а остальные послушницы и просто живущие на испытании. На первый курс в училище принято было 12 воспитанниц. Сестры обители и воспитанницы помещались в одном здании. В училище занимались преподаванием наук, как и в настоящее время, члены причта. Курс был шести-летний: 3 класса с двумя отделениями в каждом. Программа предметов, которые проходились здесь, была та-же самая, что и в епархиальных женских училищах, но только это училище до своего преобразования носило характер частного учебного заведения: кончившие курс не получали никаких прав. Оно на первых порах своего существования было заведением, в котором могли обучаться исключительно только девочки духовного звания, согласно с мыслию завещания; но с течением времени училище утратило свой сословный характер и в него был открыт вход и для девочек других сословий, равно как и для своекоштных воспитанниц духовного звания, вследствие чего и число воспитанниц значительно увеличилось свыше казенных 30 вакансий.

«Званка». Женский монастырь (Бывш. имение Г.Р. Державина) на Волхове. Открытка. 1903 г.

В 1883 г. Державинское училище было преобразовано в епархиальное училище, при чем первые три класса оставлены в Званке, а старшие три перенесены в Деревяницы. В настоящем 1894 году 31 Августа исполнилось двадцать пять (25) лет со времени существования училища. За все это время училище, несмотря на многие неблагоприятные обстоятельства, стояло на высоте своего назначения и из стен своих выпустило немало добрых и честных матерей и скромных тружениц на трудном поприще народного образования. Так-же точно и монастырь в 25-летний период приведен был в благоустроенное состояние, благодаря заботам и усердию, как покойной умной и энергичной игуменьи Поликсении (ум. 1877 г.), так и настоящей игуменьи Софии, которая действует в духе своей предшественницы. Очень много также принес пользы Званке покойный высокопреосвященнейший митрополит Исидор, который любил Званку, нередко посещал ее и очень много жертвовал на различного рода постройки и другие нужды. Так что монастырь за этот период сделался почти неузнаваем: построены были службы, разведены сады и цветники, в 1880 г. построен полукаменный трехэтажный корпус для сестёр монастыря; вновь перестроены старые пристройки, бывшие по бокам главного корпуса, в котором помещается училище; сделан водопровод и много других построек и сооружений. В 1886 году, с благословения высокопреосвященнейшего митрополита Исидора, сооружен другой новый великолепный и большой храм с тремя приделами: главный во имя Знамения Божией Матери; второй во имя св. великомученика Пантелеймона и третий во имя преподобного Исидора Пелусиота. В иконостасе этого храма находятся две замечательные иконы, перенесенные из первого (Державинского) храма: одна в честь Пресвятой Богородицы Скоропослушницы в серебряной позолоченной ризе, а другая икона св. великомученика и целителя Пантелеймона в такой же ризе. Первую икону пожертвовал в 1869 году иеромонах Афонского Пантелеймонова монастыря Малахия в благословение вновь открывшийся обители; икона же св. страстотерпца и целителя Пантелеймона пожертвована в 1879 году С.-Петербургским 1 гильдии купцом
Ефремом Сивохиным. Эта икона замечательна тем, что в ризе ее находится ковчежец с частицей мощей св. великомученика Пантелеймона, присланной из Афонского Пантелеймонова монастыря, по просьбе игуменьи Софии[6]. Обе эти иконы почитаются чудотворными, и привлекают, часто из отдаленных мест, немало богомольцев и больных разными недугами. И нередко бывает, что притекающие с верою, по молитве Св. Богородицы и св. угодника Божия —великомученика Пантелеймона, получают облегчение и исцеление от своих болезней.

Александр Ваучский


[1] Об этом холме Державин в своих сочинениях: «Званская жизнь» и «Новгородский волхв Злогор» говорит, что, по преданию, которое есть и у Карамзнна, под ним погребен вождь или «волхв», от имени которого и сама река получила свое название — Волхов. (сочин. Держ. том III. стр. 137).
[2] Особенно хороша икона, изображающая Воскресение Христово.
[3] Знаменская икона Божией Матери особенно чтилась в роде Державных, но икона эта по смерти Державиных была увезена из Званки и неизвестно, где находится.
[4]  Причины разруш[ений] ук[азаны] в cовр[еменная] лет[опись] (газета «Современная летопись» — ред.). 1863 г. № 33. «Званка и могила Державина».
[5]  Копия с указа св. Синода от 12 апреля 1869 г. за № 936.
[6]  Подлинность св мощей утверждена свидетельством Русского на Афонской горе св. великомуч. И целителя Пантелеймона монастыря.


В публикации сохранена орфография и пунктуация автора.
Публикацию подготовили Э.Н. Белоножка и Т.А. Данько