Exlibris

«У НОВГОРОДА НЕТ СТАРОСТИ, ВОПРЕКИ ОБИЛИЮ В НЁМ ДРЕВНОСТЕЙ»

Морылёва Н.И.  |  Новгородика, Выпуск №1

Представляю вам книгу, замысел которой вынашивался более 30 лет. Возник он в момент подготовки Л.А. Секретарь научно-библиографической справки по истории строительства и архитектуры собора Рождества Богородицы и других построек Антониева монастыря, необходимой для проведения комплексной реставрации в 1985 году. Все последующие годы шла скрупулёзная и вдумчивая работа по сбору источников литературного, документального, иконографического характера, обнаруженных исследователем в архивах, музеях и библиотеках Новгорода. Петербурга и Москвы. И творческое осмысление, переработка, авторская интерпретация этих материалов, а также публикации отдельных статей и глав в таких знаменитых книгах Людмилы Андреевны, как «Дома, события, люди. Новгород XVIII—XX вв.», «Монастыри Великого Новгорода», для того чтобы постепенно выкристаллизовалось историческое прошлое такого значительного духовного и социокультурного явления, как Антониев монастырь. Ведь на протяжении девяти веков он выступал как центр православия, образования и культуры.

В последнем очерке книги не обойдена вниманием и современная жизнь древней обители. В настоящее время на территории монастыря разместился Гуманитарный институт Новгородского университета. Бывший монастырский комплекс — шестнадцать построек XII—XIX веков, многие из которых внесены в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО. Университет заинтересован в изучении, сохранении истории и традиций Антониева монастыря, преподаватели и сотрудники университета ощущают себя продолжателями той духовной миссии, которую долгое время поддерживали сначала насельники монастыря, затем преподаватели и учащиеся Новгородской духовной семинарии, открытой в 1740 году. И даже после Октября 1917 года, когда была закрыта семинария (1918) и упразднён монастырь (1920), учреждения на территории этого архитектурно-художественного комплекса продолжали служить образованию и культуре. Сначала здесь располагался техникум. Затем педагогический институт, университет. В монастырских корпусах не так давно был устроен Центр реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника, храм Рождества Богородицы является объектом экскурсионного показа. В церкви Сретения Господня XVI века восстановлено богослужение, она стала университетским храмом. Здесь же открыт учебно-научный центр русской письменности и книжной культуры. И все эти усилия направлены на сохранение культурного наследия монастыря и создание инновационного Всероссийского научно-образовательного духовно-просветительного комплекса «Антоново». В серии «Новгородская историческая библиотека» университетом и центром в 2010 году уже была издана книга Л.А. Секретарь, полностью посвящённая одной из страниц истории Антониева монастыря «Новгородская духовная семинария. Наставники и ученики», а в 2014 вышла книга «Новгородская духовная семинария. История в лицах».

Строго говоря, представляемая вам книга не является полновесной всеобъемлющей историей Антониева монастыря. Слишком мало документов, исторических фактов, литературных источников и предметов материального мира дошло до нас за века существования обители. Выбранная автором форма исторических очерков позволяет пунктирно обозначить разнообразные и разноплановые темы, связанные с основанием монашеского братства, с духовным и жизненным путем наиболее ярких его представителей. С церковными обрядами и традициями Антониева монастыря и социально-­экономическим положением обители до и после присоединения Новгорода к Москве. С историей создания, исследования и реставрации монастырских построек — храмов, трапезной, колокольни, библиотеки, жилых и учебных корпусов и с тем сакрально-духовным и художественно-культурным наполнением, что вносили в обитель жившие когда-то в Антониевом монастыре монахи и приглашённые мастера артелей, создававшие материальное воплощение Небесного града на земле.

Антониев монастырь был основан в начале XII века иноземцем Антонием Римлянином по правилам греческих монастырей, в тот период, когда ещё были так тесны религиозные и культурные связи между Великим Новгородом, Востоком и Западной Европой. В последующие столетия он играл важную роль в духовной, общественной, художественной и просветительской жизни Великого Новгорода. Естественно, основателю монастыря уделяется внимание с первых страниц книги. Анализируется его Житие и Духовная грамота, которые позволяют составить представление о масштабе его личности, его христианском мировоззрении, трудах по устроению обители и даже определить примерное место, так называемую «Великую Грецию», откуда начался его исход из Южной Италии. Ведь именно в это время после раскола 1054 года и разделения христианства на православие и католицизм, начались притеснения расположенных там греческих монастырей со стороны папских властей. Житие преп. Антония сохранилось в многочисленных списках. Главный автор Жития — монах Антониева монастыря Нифонт — написал его в 1597—1598 годах, включив туда древний первоначальный текст, записанный со слов самого Антония, Андреем, ставшим игуменом монастыря, после смерти его основателя. Причиной написания Жития явилась официальная общерусская канонизация преподобного Антония Римлянина, которая произошла в XVI веке. В отдельных очерках Людмила Андреевна рассматривает историю этой канонизации, а также обретение и судьбу мощей преподобного, исследует сюжеты, композиции, очерчивает смысловые нюансы иконописных и скульптурных изображений святого. Повествование подкреплено изобразительным рядом икон, посвящённых Антонию Римлянину, находящихся в разных музеях России и мира и фотографией одного из житийных списков.

Тут же можно увидеть изображения книг и рукописей, происходящих из Антониева монастыря и использовавшихся во время проведения литургий, церковных служб, праздников. Наиболее интересный из них, с точки зрения заключённой в нём информации, — Синодик Антониева монастыря. Потому что он доносит до нас имена и деяния монастырских насельников на протяжении всей истории обители. Среди них игумен Геласий, казнённый во время разорения Новгорода Иваном Грозным. В Синодике имя Геласия включено в почётный ряд создателей обители вслед за Геронтием, при котором в 1528 году был принят общежительный устав и построена в 1537 году церковь Сретения. И уже упоминаемые создатели Жития преподобного Антония Римлянина — игумен Андрей и монах Нифонт. Старец Анания, который, выступая духовным отцом Нифонта, сподвиг его на написание Жития. Он же, как иконописец, без сомнения, принимал участие в работах по созданию нового четырёхъярусного иконостаса в Рождественском соборе в 1560‑х годах. Возможно, даже был руководителем артели, трудившейся над написанием икон. Сведения о нём едва-едва проступают сквозь дымку времён, но сохранившиеся иконы трёх рядов иконостаса (сейчас экспонируются в большом зале Присутственных мест) несут на себе ощущение большого мастера, руководившего творческим процессом. Их стилистическое единство проявляется в характере личного письма, в композиционных и колористических особенностях.

Наличие большого числа документальных источников позволили Л.А. Секретарь создать целые очерки о некоторых монахах Антониева монастыря. Среди них богослов, написавший памятник канонического права «Вопрошания» и первый русский математик, автор «Учения о числах», монах, диакон, доместик (руководитель хора) — Кирик. Игумен Антониева монастыря Моисей, автор «Поучения» и «Слова», проповедующий против грехов человеческих и языческих обычаев. Они в течение XII века были преемниками и продолжателями трудов преподобного Антония. Игумен Антониева монастыря архимандрит Сава Купров был талантливым дипломатом. В 1353 году возглавлял посольство в Царьград (Константинополь), ездил с посольством в Москву, послом в «немецкую землю». Особую роль в экономическом благосостоянии монастыря и включении его в орбиту государственных интересов сыграл Александр Невский. Ему посвящён отдельный очерк, рассказывающий и об установлении в монастыре с XIII века особого почитания святого князя.

Подробнейшим образом рассматривается в нескольких очерках комплекс монастырских построек, начатых трудами Антония Римлянина, заложившего каменный собор в честь Рождества Богородицы, украшенный его стараниями фресковой росписью, каменную «трапезницу» и продолженные его преемниками усилия по возведению каменных церквей. Среди них Храм над Святыми воротами (XIV век), Храм Сретения с трапезной палатой (XVI век). Многовековая история не раз меняла внешний облик обители и внутреннего убранства храмов. Здания страдали от пожаров, разрушались, многократно перестраивались, записывалась фресковая живопись, поновлялись иконостасы, создавались новые алтарные преграды. И постепенно складывался тот архитектурный и художественный ансамбль, эволюцию которого позволяет проследить автор на протяжении веков.

Увидеть изменения монастыря и его строений от первоначального облика до современного состояния помогают многочисленные иллюстрации: изображения монастыря на новгородских иконах и миниатюрах лицевого летописного свода Ивана Грозного, планы и проекты реставраций, реконструкции и обмерные чертежи, гравюры и литографии, старинные открытки и фотографии. Замечательные цветные вкладки дают возможность познакомиться с сюжетами сохранившихся первоначальных росписей собора Рождества Богородицы с их мощной экспрессией, выразительностью образов, контрастной колористической гаммой, построенной на сочетании чистых ярких красок. А также увидеть иконы, которые размещались в иконостасе главного храма монастыря на алтарной преграде.

Вся древняя история Антониева монастыря и его скрипторий, где переписывались книги, и хранилище рукописей, и древняя монастырская лечебница, и весь комплекс созданных в монастыре житийных, богословских, проповеднических и научных трудов стали важными побудительными мотивами для организации Новгородской духовной семинарии в 1740 году именно в его стенах, а также преподавания здесь естественных наук и медицины.

Серия очерков посвящена истории духовной семинарии. Они продолжают и расширяют содержание книги «Новгородская духовная семинария. История в лицах» (2014), но, в отличие от книги, в очерках сделан акцент не на создании портретной галереи педагогов и учащихся, «а на истории самого учебного заведения и его роли как образовательного и духовного центра, выпускники которого не только трудились в Новгородской епархии, но и по всей России и за ее пределами, усвоив и продолжив традиции своей alma mater».

Собранные по разным источникам новые материалы, несмотря на свой частный характер, важны для понимания общих исторических процессов в России. На фоне расшатывания нравственных устоев, протестного движения, которое не обошло и духовные учебные заведения, вой­ны и революционных настроений разворачивается история последних десятилетий существования семинарии и судьбы его учащихся и выпускников. События последних лет жизни семинарии позволяют проследить дневники наблюдений за поведением семинаристов, которые вели их наставники с 1913 по 1918 год. Очерк «Трагические страницы в истории монастыря» рассказывает о тяжелейшем периоде его истории, начиная с его ликвидации в 1920 году, кампании по изъятию церковных ценностей, попытках уничтожения монастырских зданий и зафиксированных в 1944 году разрушениях, которым монастырь подвергся во время войны.

Людмила Андреевна рассказывает о десятках воспитанников Новгородской духовной семинарии, участвовавших в Первой мировой вой­не, сражавшихся на фронтах и работавших в тылу. Об отношении их к Октябрьским событиям и советской власти, о том, как сложились их судьбы в советское время. Среди них С.М. Смирнов и Н.Г. Порфиридов, которые стояли у истоков послереволюционного музейного дела в Новгороде, занимались изучением и сохранением истории нашей Новгородской земли. К.Д. Митропольский — с 1926 года руководитель Новгородского педтехникума, размещавшегося в Антониевом монастыре. В 1932 году, когда в Антонове открывается педагогический институт, он возглавил и его. В.А. Весский, В.И. Успенский, Д.А. Кулигин — по-разному сложились их жизни, но все они бережно хранили память о годах, проведённых в семинарии, помнили своих учителей, давших им прекрасное образование, и поддерживали дружеские связи со своими однокашниками. Рассказ о различных аспектах истории семинарии иллюстрируется разысканными и собранными автором фотоматериалами, портретами, фотографиями документов.

Новгородская духовная семинария являлась не только образовательным, но и духовным центром, в котором воспитывались настоящие христианские подвижники, своей жизнью показавшие истинный путь служения Богу и спасения души. Среди воспитанников и педагогов семинарии прославленные Русской православной церковью святители Тихон Задонский и Феофан Затворник. В ряду выпускников предреволюционных лет, пытавшихся противостоять гонениям новых властей, не изменивших своим принципам, прошедших свой крестный путь до конца и погибших за Церковь, причисленные лику святых в начале XXI века Варсонофий (Лебедев) и Онисим (Пылаев), канонизированный на Архиерейском Соборе Зарубежной Русской православной церкви в 1981 году Иосиф (Петровых). Сохранившиеся фотографии и портреты позволяют вглядеться в их смиренные и молитвенные лица.

Уникальным книжным собраниям: монастырскому книгохранилищу и семинарской библиотеке, истории их формирования, составу, судьбе книг после 1917 года посвящён отдельный очерк. Причём если библиотечное собрание уже не раз изучалось разными исследователями, то попытка представить репертуар монастырского книгохранилища делается автором впервые.

Сложный путь становления педагогического образования, проходивший в стенах Антониева монастыря в советский период, освещается в заключительных очерках книги. В 1918 году организован Новгородский учительский институт. Бурная деятельность Губернского отдела народного образования по слиянию и реорганизации имеющихся в Новгороде учительских семинарий и института привели к появлению в 1919 году Новгородского института педагогического образования (НИНО). Его ректором остался В.И. Покровский. С 1922 года институт начал называться «практический» (ПИНО) в связи с тем, что всё более обретал практическую направленность в обучении. Эта тенденция усилилась, когда в 1923 году он был реорганизован в губернский государственный педагогический техникум с сельскохозяйственным уклоном. Все эти годы проходили под знаком жесткого требования к социальному происхождению студентов и увеличению числа политических дисциплин, хотя русская история и литература преподавались в достаточно больших объёмах. В 1932 году директору педтехникума, выпускнику Новгородской духовной семинарии К.Д. Митропольскому пришлось вновь организовывать высшее учебное заведение по подготовке учителей. Просуществовал Педагогический институт им. М.Н. Покровского до 1934 года и был реорганизован в Учительский (НГУИ), со сроком обучения три года. В разные периоды в Новгороде преподавали выдающиеся учёные. Так, на историческом факультете читали лекции В.А. Фарфаровский, Б.Я. Рамм, В.А. Фигаровский, Н.Н. Розенталь, Я.М. Захер.

Но идеологизация учебного процесса, заострённого не на качество педагогического образования, а на выпуск подкованных в духе марксизма-­ленинизма верных сталинцев, репрессии среди педагогического состава, чехарда с постоянными реорганизациями — всё это не могло не сказаться на образовательном уровне будущих учителей. Студенты тоже подчинялись требованиям времени — комсомольская и профсоюзная работа, соревнование за лучшие показатели в учёбе. Однако молодость есть молодость — жили весело — театр, кино, каток, экскурсии, спортивные и военизированные соревнования. Ведь все жили в предчувствии войны. В Новгороде был даже создан аэроклуб, где некоторые студенты обучались лётному делу. О конкретных судьбах студентов этого поколения мало что известно, но, несомненно, все они, кто в тылу, кто на фронте, участвовали в Великой Отечественной вой­не.

История НГУИ, прерванная вой­ной, возобновилась в 1945 году в городе Боровичи, так как Новгород лежал в руинах. Возобновилась, по сути дела, с нуля: не было материально-технической базы, преподавателей, учебной литературы, не была на высоте в военные годы и школьная подготовка.

Среди тех, кто восстанавливал вуз, его руководитель — А.И. Антипов, филолог С.В. Касторский, историк В.И. Абрамов, естественник С.Н. Вахлаков, русист Б.В. Леохновский, математик Н.А. Арцибашев. В 1953 году НГУИ вернулся в свои родные стены в Антониев монастырь и стал называться Новгородский государственный педагогический институт (НГПИ). Преподаватели НГПИ и НовГУ Р.Н. Макейкина и Н.С. Федорук много и плодотворно занимались историей педагогического образования, протекавшего в корпусах древнего монастыря. Их многочисленные публикации, а также созданная Научной библиотекой университета серия библиографических указателей «Учёные университета», книжные; журнальные, газетные материалы из изданий «Новгородский университет», «Время открытий» и легли в основу очерков, посвящённых истории НГПИ до того момента, когда 1993 году он вошёл в состав НовГУ, а также истории созданного в рамках НовГУ Гуманитарного института (ИГУМ), которому в 2021 году исполнилось 25 лет. Это время становления и развития историко-филологического, физико-математического, естественно-географического факультетов в НГПИ, организации факультета иностранных языков (1961) и создания философского факультета (1994). Время появления новых кафедр на уже существующих факультетах, научных лабораторий и проектов, открытия исследовательских и учебных центров, конференций, семинаров, издания книг. Словом, вся учебно-организационная и научно-исследовательская деятельность преподавателей, в которую вовлечены и студенты, отражена в заключительных очерках. В НГПИ и НовГУ преподавали замечательные педагоги, которые сочетали дар учёного и талант учителя: В.П. Строгова, С.Н. Орлов, Л.М. Лихтарников, В.В. Мусатов, М.М. Шумилов, создатель научной школы фразеологии В.П. Жуков, С.Г. Десятсков — учёный и писатель, автор исторических романов из Петровской эпохи. Перечислять имена преподавателей НГПИ, а потом и НовГУ можно очень долго. Они смотрят на нас с многочисленных фотографий. Это и официальные портреты, и групповые снимки, где все серьезно и напряженно глядят в камеру, и непосредственные сценки, подсмотренные фотографом во время занятий, экзаменов, со студентами, в лабораториях и библиотеке, во время семинаров и конференций, открытия выставок, музеев и образовательных центров.

О том, какой объём источников был найден и освоен автором книги, даёт представление список литературы, помещённый в конце издания. Он занимает более 30 страниц. А ещё ссылки на существующую литературу в каждом конкретном очерке, которые, с одной стороны, дают возможность читателю углубить свои знания, познакомиться с другими
взглядами на поднимаемые вопросы. С другой — показывают ту творческую и интеллектуальную работу, которую проделала Л.А. Секретарь, чтобы собрать и авторски интерпретировать все эти разрозненные источники в единое целое.

Вы знаете, в христианстве есть такое понятие, как Лествица — Лестница духовного восхождения, — которое символизирует восхождение православного верующего, монаха к Богу, когда ступень за ступенью он, поднимаясь вверх, идёт по пути постижения Божественной истины, борясь с грехами и человеческими слабостями, преодолевая зло и духовно совершенствуясь с помощью молитвы. Такой мотив, по мнению Людмилы Андреевны, есть и в росписи главного храма Антониева монастыря на стенах и столбах лестничной башни. «В простенке между изображением св. монаха и Богородицы странным образом вклинивается небольшой по размерам рисунок человеческой фигуры с надписью «Петръ». Человек одет в обычную для горожанина того времени одежду — кафтан, перетянутый кушаком, обут в башмаки с загнутыми вверх носами. Его образ напоминает фигуру новгородского мастера Авраамки на Магдебургских вратах Софийского собора… профиль с выступающим немного приподнятым кверху носом и выдающимся вперед подбородком. Усы, небольшая бородка и взлохмаченные волосы создают портретный образ неизвестного нам Петра. Он движется вверх — к храму… Может быть таким идущим вверх по ступеням Лествицы, представлял себя один из трудившихся в храме мастеров?».

К чему эта цитата? Дело в том, что для меня вся история создания этой книги, так надолго растянувшаяся во времени и прошедшая много чудесных промежуточных этапов, выступает образцом подобного служения, движения вверх, «дорогой к храму». «Лествицей», по которой поднимается автор книги — Людмила Андреевна Секретарь, уже много лет не перестающая удивлять новгородцев своими глубокими, серьёзными, и в то же время доступно написанными исследованиями. И служением на ниве культуры и истории.

О творческой биографии Л.А. Секретарь можно прочесть в короткой справке, на последней странице издания, а также во вступительном слове доктора искусствоведения Георгия Герова «О книге и ее авторе», где он отмечает характерное для книг Людмилы Андреевны стремление сочетать исследовательское и просветительское начало и умение, несмотря на сложность и неоднозначность исторического материала, подавать его легко и увлекательно.

Завершить хочу словами из рецензии Митрополита Новгородского и Старорусского Льва, которая открывает книгу: «Новая книга Людмилы Андреевны Секретарь «Новгородский Антониев монастырь. Исторические очерки», безусловно, является важнейшим вкладом в изучение истории и систематизации знаний прошлого новгородской земли… Да будет эта книга хорошим пособием всем тем, кто интересуется историей нашего Отечества и, в частности, Великого Новгорода».

Наталья Морылёва