В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА ШТЕНДЕРА
Всё многообразие деятельности, которое было характерно для Григория Михайловича Штендера, открывается каждому, переступившему порог его мастерской. Архитектор-реставратор, учёный, известный далеко за пределами России, наконец, художник, много сделавший для становления профессионального искусства Новгорода. При участии Штендера был спроектирован мансардный этаж в доме № 27а по улице Кооперативной. В нём разместились восемь первых мастерских для только что созданного в области отделения Союза художников РСФСР. Одну из них получил Григорий Михайлович. В ней он не только писал картины, но и делал чертежи для реставрационных проектов, общался с коллегами и учениками, писал статьи и тезисы докладов, а когда отдыхал — мастерил рамы и подрамники для новых работ.
С 1992 года — года смерти художника — мастерская была закрыта. В ней, благодаря Инне Александровне Спивак (Штендер)[1] — вдове Григория Михайловича, всё оставалось так, как было при жизни мастера: на копировальном столе — последние чертежи с пометами и правкой, на стенах — многочисленные столярные инструменты, выгоревшие репродукции, фотографии, сотни книг и альбомов, мольберт, коллекция значков, фрагменты плинфы, картины на стеллажах, стопки акварелей… В нише — продавленный диван — место отдыха, и снова — книги. Даже фанерные ящики, в которых вернулись картины с VIII Республиканской выставки «Россия» в Москве, оставались нетронутыми.
Григорий Михайлович Штендер родился в 1927 году в Киеве. В годы Великой Отечественной войны был в эвакуации сначала в Казахстане. В Караганде началась его трудовая деятельность — с 1942 по 1945 год он работал токарем и строгальщиком на машиностроительном заводе, вечерами учился. После войны вернулся в Киев. Здесь он поступил на архитектурный факультет инженерно-строительного института, который окончил в 1953 году. Во время учёбы он увлёкся акварелью и рисунком. Первые его работы относятся к 1949 году. Они очень наивны, по-ученически
подробны. Но постепенно приходит мастерское владение кистью и карандашом. В начале 1950-х Штендер создаёт несколько автопортретов, во время службы в армии — рисует сослуживцев. В эти же годы пишет акварельные портреты жены и других близких людей.
В 1953 году по распределению Штендер переезжает в Новгород, где начинает работать в Специализированных научно-производственных реставрационных мастерских. Выбор города определялся просто: можно было поехать в Сочи или Новгород. В Новгороде давали жильё, и была работа для жены, которая стала очень известным в области врачом скорой помощи.
Восстановление средневековых памятников разрушенного в годы оккупации города потребовало от начинающего архитектора углублённого изучения византийского и древнерусского зодчества, истории и археологии. Постоянное профессиональное общение с опытными реставраторами, прежде всего с Любовью Митрофановной Шуляк, способствовало быстрой адаптации. Новые знания и формирующееся представление о ценности древнерусских памятников, понимание их своеобразия и красоты сказалось и на выборе тем и сюжетов для акварелей. Штендер-художник пишет сначала Киев, а затем и Новгород. В его очень тонких по настроению акварелях древнерусские храмы и монастыри мирно сосуществуют с современной городской средой, органично дополняя друг друга. Они выполнены в традициях русской реалистической школы начала XX столетия. В них есть воздух и свет. Они точны в передаче архитектурных форм, пропорций и материала.
Г.М. Штендер. Автопортрет. 1950 г. |
Г.М. Штендер. Портрет И.А. Спивак (Штендер). 10.02.1953 г. |
В 1950-е годы в Новгороде не было своего отделения Союза художников СССР, но профессиональное искусство уже заявило о себе на первых областных художественных выставках, организованных Новгородским музеем. В них приняли участие недавно приехавшие в город архитекторы и художники Илья Иосфович Кушнир, Леонид Егорович Красноречьев, Семён Иванович Пустовойтов, Григорий Михайлович Штендер. Акварели Штендера экспонировались и на республиканских выставках 1954 и 1957 годов в Москве. Это был первый большой успех.
В начале 1960-х годов Штендер от лирических акварельных серий переходит к более монументальным формам. Глубокое, в силу профессии, понимание архитектуры древнего Новгорода, знакомство со впечатляющими по своим масштабам и сохранности остатками деревянных и каменных строений, открытых археологами, давало большую, чем раньше, свободу, будило фантазию. Пассивное созерцание и любование сменяется активным переосмыслением и преображением видимой реальности. Образы древнерусского храма и города-крепости приобретают многослойность. Они действуют не только на чувства, но и заставляют искать глубинные смыслы, выстраивать ассоциативные ряды. Новое содержание потребовало и новой формы. Пространство картины как нельзя лучше соответствовало той задаче, которую ставил перед собой Штендер — создать монументальный, исторически наполненный образ древнего Новгорода. В этой связи необходимо вспомнить художника Дмитрия Власовича Журавлёва (1933—2019), выпускника живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (Академии художеств). У него была живописная школа, которая отсутствовала у других художников Новгорода. Мастерские большинства будущих известных новгородских живописцев находились в Кремле: в Златоустовской башне, на третьем этаже Митрополичьих покоев, в Никитском корпусе. В тесном дружеском общении, которое через десятилетия с ностальгией вспоминали очень многие, Дмитрий Власович — ещё совсем молодой, без привычной бородки Дима Журавлёв — делился умением построить картину, на практике демонстрируя широту диапазона её воздействия на зрителя, её возможности передать сложный замысел чисто живописными средствами.
Самую значимую страницу в творчестве Штендера-художника открывает триптих «Древний Новгород». В нём можно увидеть отголоски эпического стиля Рериха, умевшего сочетать обобщённость формы, декоративность цветового решения с точной исторической деталью. В этом и других произведениях Штендера 1960-х годов город и храмы узнаваемы. Но они не копии реальных, прошедших через столетия испытаний, иногда грубо изменённых временем, а будто вновь рождённые, только вышедшие из рук зодчего и его мастеров. Город вырастает перед зрителем как некое чудо, он живой — в нём скачут всадники, по Волхову плывут ладьи, на Торгу толпятся пёстро одетые горожане. Световые блики на сияющей белизной церкви Параскевы Пятницы, на раскалённых докрасна стенах Детинца и разрывающей мрачное небо звоннице создают особый эмоциональный фон.
Другая группа картин, посвящённая древнерусским городам-крепостям Каменец-Подольскому, Изборску, Соловкам и Новгороду, написана более жёстко с предельным упрощением форм, очерченных тёмной экспрессивной линией. Каждая картина — это сгусток энергии, напряжение воли. Почти монохромная цветовая гамма добавляет ощущение драматизма.
Тема древнерусской архитектуры и монументальной живописи в творчестве Штендера звучит и в нескольких портретах. Портреты искусствоведа Валентины Михайловны Ковалёвой и художника-реставратора Татьяны Анатольевны Ромашкевич — тому подтверждение. Сам выбор героев показателен. Они — часть культурной традиции, её активная составляющая. Обыденно-простые фигуры персонажей органично вписываются в интерьеры храмов, сохранивших древние фрески. Для них стена — это и работа, и сотворчество с мастерами прошлого, позволяющее обрести смысл жизни, создать свой особый мир.
Образы Новгорода, его осенённой веками красоты, сохраняются в акварелях и рисунках на протяжении всей творческой жизни Штендера. В малых жанрах он лиричен, может передать самые разные нюансы настроения, то погружая зрителя в вечерние сумерки, то открывая ему прелесть серого, напитанного влагой осеннего дня.
Меньше известны южные серии. Самая цельная из них навеяна горными пейзажами Армении. Строгая красота христианских храмов, возвышающихся над горами, как их естественное продолжение; причудливые, напоминающие толпу людей каменистые вершины; лента горной дороги, опоясывающая склоны — переданы лаконично и очень достоверно. Художника привлекают не столько поражающие красотой «виды», сколько духовная атмосфера, единство природы и культурного наследия.
Самые значительные достижения Штендера–художника приходятся на 1960—70-е годы. В 1962 году его в числе первых в Новгороде принимают в Союз художников, вместе с Д.В. Журавлевым и В.С. Рябовым он входит в состав Оргбюро, готовящего почву для создания Новгородского отделения Союза художников РСФСР. Его работы экспонируют на Зональных и Республиканских выставках, их приобретают музеи и Художественный фонд РСФСР.
В 1980-е годы Штендер-исследователь начинает доминировать над Штендером-художником, хотя и не вытесняет его окончательно. Он входит в состав Правления Новгородского отделения Союза художников, участвует в жизни организации, являясь, по словам Бориса Львовича Непомнящего, её нравственной опорой. Григорий Михайлович продолжает писать Новгород, делает многочисленные зарисовки, открывает для себя жанр натюрморта. Его композиции по-прежнему отбирают для больших выставок, но каких-либо новых значительных циклов и картин не возникает.
Всего за период с 1949 по 1992 год художником было создано более 600 работ (около 200 хранятся в Новгородском музее-заповеднике). Они привлекают глубокой образностью, дарят зрителю ощущение сопричастности красоте мира, хранят память об ушедшей эпохе.
[1] Инна Александровна Спивак (1927—2021) — долгие годы проработала на Новгородской станции скорой помощи. После смерти Г.М. Штендера в начале 2000-х передала в Новгородский музей значительную часть архива, в 2020 — 108 произведений живописи и графики.