Exlibris

ВИРТУАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ

Барканова Е.В.  |  Новгородика, Выпуск №3

Дружбе двух городов с многовековой историей — Новгорода и Билефельда, более трёх десятков лет. Всё это время соглашение о сотрудничестве не было формальностью. Брунхильд Хильф, председатель общества дружбы «Билефельд — Великий Новгород», считает побратимские связи между городами частью большой «работы, проделанной совместно немцами и русскими в области взаимопонимания и примирения после катастрофы, развязанной немцами»[1]. Альбом «Враги на войне, а братья в искусстве», изданный на двух языках в Билефельде в 2022 году, стал, по мнению издателей, «Новым мостом дружбы…».

Выходу альбома в Германии предшествовала выставка «Два берега одной войны». Эта выставка работ двух художников, воевавших по разные стороны фронта, Готтфрида Грунера и Семёна Пустовойтова, проходила в новгородском Музее изобразительных искусств несколькими годами ранее, в 2016 году. Брунхильд именно её называет «отправной точкой» для этого издания, в главах которого и «сухая» биография художников, и яркие моменты жизни и творчества, и, конечно, произведения мастеров, позволившие провести связующие нити.

Полномасштабно увидеть образ Новгорода, запечатлённого художниками во время Великой Отечественной войны и после её окончания, помогают известные историки Борис Ковалёв, Дмитрий Асташкин, передать эмоции и чувства акварелистов — дочь Семёна Ивановича Пустовойтова Ирина Савельева, вдова Готтфрида Грунера художница Трауте Грунер.

Нельзя не согласиться с обер-бургомистром Билефельда, который в предисловии к книге отмечает, что «своё видение города оба «изложили» с большой любовью и восхищением к нему».

Действительно, авторы работ были свидетелями происходящего, оба искренне передали кистью и красками, что увидели и прочувствовали. Фрау Хильф уподобляет их акварели «детям художников», которые «могли бы начать мирные переговоры друг с другом»[2], не подозревая, что своим сравнением даёт ответ на заданный в одном из писем (по случаю открытия выставки акварелей в ратуше Билефельда) вдовой Готтфрида Гунтера вопрос: «Солдат, война и искусство — как такое совместимо?»[3].

Иллюстрациями издания послужили не только переданные супругой 12 акварельных работ 1942—1943 годов немецкого художника и скульптора и столько же картин С.И. Пустовойтова, но портретные фотоснимки и рисунки самих художников.

Сначала эпидемиологическая, а сегодня и политическая ситуации практически исключают возможность открытого общения, тем более значим такой диалог на языке творчества — диалог, которому не суждено было состояться при жизни художников.

Зародившаяся в годы холодной войны одна из самых успешных историй дружбы и сотрудничества российского и немецкого городов, по словам исполняющего (на момент появления издания) обязанности мэра Великого Новгорода Владимира Ерёмина, ждёт счастливого продолжения, а представленный альбом  — «это ещё одно подтверждение того, что как дружеские, так и общественные контакты и связи сохраняются и могут быть возобновлены»[4].

Елена Барканова


[1] Письмо Брунхильд Хильф, лето 2022 года.

[2] Письмо Брунхильд Хильф, лето 2022 года.

[3] Письмо Трауте Грунер членам куратория, 2013 год.

 

[4] Письмо Брунхильд Хильф, лето 2022 года.